Интервью В список »
09.08.2013 / 10:26
Надежда Орлова, по материалам газеты "Время Сибири"
Порядок начинается с простых вещей

Плюсы деления: как уйти от монополии и создать эффективную управляющую компанию. 

На апрель текущего года в Красноярске зарегистрировано 54 управляющие компании, которые обслуживают 81% всего жилого фонда. Однако большая часть красноярских домов все еще находится в руках исторически сложившегося монополиста - ГУК "Жилфонд". Как показывает практика, такой крупной управляющей компании сложно демонстрировать достаточный уровень гибкости и открытости, равно как и оперативно управлять огромным жилым фондом. А вот появление небольших УК обеспечит не только необходимое развитие конкуренции в сфере управления домами, но и даст реальную возможность потребителям услуг почувствовать разницу и сделать правильный выбор. В этом убеждена  наша собеседница - Ольга Николаевна УВАРОВА, генеральный директор Управляющей компании "Космос Плюс".

- Ольга Николаевна, как долго управляющая компания "Космос Плюс" работает на красноярском рынке жилищно-коммунальных услуг?

-  Наша компания создана три года назад для обслуживания многоквартирного дома на ул. Куйбышева, 93 в Железнодорожном районе Красноярска. Надо сказать, что на момент сдачи дома в эксплуатацию там было организовано ТСЖ "Локомотив", дальнейшая деятельность которого создала немало проблем жителям: было выявлено достаточно фактов хищения средств со счета дома, собственники жилья не видели ни благоустройства, ни ремонта, ни нормального обслуживания со стороны данного ТСЖ.  В конечном счете на общем собрании собственников жилья было принято решение отделиться от ТСЖ "Локомотив" и создать ТСЖ "Космос".

После того, как мы навели на Куйбышева, 93 порядок, в ТСЖ "Космос" стали проситься жители соседних домов, в частности, многоквартирного дома по ул. Северная,10.  Чтобы соответствовать новым требованиям Жилищного кодекса и иметь возможность управлять несколькими домами, мы учредили Управляющую компанию "Космос Плюс" -  уже знакомое название вызывало доверие у собственников жилья.

Сейчас в управлении компании "Космос Плюс" - пять многоквартирных домов. Два из них находятся в Железнодорожном районе (ул. Куйбышева, 93 и ул. Северная,10), еще три -  в Центральном районе ( ул. Дубровинского, 100, ул. Перенсона, 1 и ул. Перенсона, 1а). Кроме того, сейчас к управляющей компании хотят присоединиться дом по ул. Перенсона, 5а и дома с улиц Менжинского и Мечникова. В домах на ул. Куйбышева, 97 и Куйбышева, 97г  собственники жилья также решают между собой вопрос о переходе в УК "Космос Плюс".

- Сейчас многие горожане винят обслуживающие компании и ТСЖ во всех коммунальных грехах, а у Вас, наоборот, собственники жилья сами стремятся присоединиться к УК "Космос Плюс". Чем это вызвано?

- Просто люди видят результат нашей работы. Помимо того, что у меня 30 лет стажа на хозяйственных должностях, я еще и сама по жизни - ответственный хозяйственник. Мне нравится наводить порядок и доводить все до ума.

Жители окрестных домов видели, как преобразилась многоэтажка на ул. Куйбышева,93, которая после застройщика была в ужасном состоянии. Мы очень долго выясняли отношения со строительной компанией, которая сдала дом в ненадлежащем виде. В конечном итоге нашли общий язык - застройщик полностью поменял  в доме пластиковые окна, выплатил около 1,5 млн рублей жильцам на ремонт квартир, помог благоустроить  детскую площадку и поставить шлагбаум. Теперь дом на Куйбышева, 93 жильцы соседних пятиэтажек называют не иначе как "буржуйский дом". А поскольку земля слухами полнится, люди стали тянуться к нам.

Есть, конечно, и второй значимый момент - мы не повышаем тарифы. Нам хватает тех денег, которые нам платят жильцы. И когда по всему городу тарифы выросли, мы в своих домах оставили все на прежнем уровне.

- Как же так: большая часть управляющих компаний утверждает, что денег на нормальное обслуживание постоянно не хватает, более того, дома вгоняют в долги перед ресурсоснабжающими организациями...

- А нам хватает, потому что мы умеем экономить. Для начала у нас не раздут штат сотрудников. Ведь, как известно, первой строкой в затратах любой управляющей компании или ТСЖ стоит заработная плата. В платежных квитанциях ее обычно включают в жилищную услугу и текущий ремонт. У нас эта строка составляет 15,21 руб. с квадратного метра жилья. 20-25% от этой суммы мы тратим на зарплату своих сотрудников (и это вместе с премиальными), остальные сэкономленные средства мы полностью направляем на обслуживание, благоустройство и текущий ремонт.  Тогда как в большинстве ТСЖ и УК эта строка практически полностью уходит на оплату труда персонала.

- Ольга Николаевна, как же при небольшом штате сотрудников управляющей компании удается своевременно реагировать и обслуживать жилые объекты, которые находятся в разных районах города?

- Хороший хозяйственник, если он мобильный и умеет правильно организовать работу, может успеть всюду. На мой взгляд, у нас оптимально организована работа персонала. Есть круглосуточная аварийная служба, которая работает с 6 вечера до 8 утра. Это мобильная бригада, которая готова приехать в любое время и по первому звонку. За каждым районом - Центральным  и Железнодорожным - у нас закреплены свои слесари-сантехники и электрики.  Отмечу, что весь наш технический персонал, включая двух главных инженеров, - с высшим образованием. Как и положено, на каждом участке есть журнал заявок. Я их проверяю каждый день, даю поручения специалистам и всегда оставляю контроль за собой.

Что касается уборки подъездов и придомовой территории, то у нас заключен договор с клининговой компанией "Золушка", персонал и приемлемые цены которой нас абсолютно устраивают. Кроме того, это большая экономия: у нас нет своих уборщиц в штатном расписании, соответственно, мы экономим  на налогах, заработной плате, закупке моющих средств и оборудования для уборки территории.

Лифтовое хозяйство обслуживается по комплексному договору компанией "Ионесси", специалисты которой полностью несут ответственность за сохранность и безаварийную работу лифтов  в наших домах. А мы опять же экономим  на зарплате и обучении лифтеров.

Вывоз мусора обеспечивает  компания "Сыроежка", сотрудники которой вовремя и качественно выполняют свои обязанности. Мусор вывозится так аккуратно, что дворникам практически не  приходится за ними убирать.

- Жильцы соседних домов называют дом на Куйбышева, 93 "буржуйским". А дома на Дубровинского - Перенсона красноярцы всегда причисляли к "VIP"-классу. Какие плюсы и минусы можно выделить в содержании и обслуживании таких "элитных" многоэтажек?

- Особых проблем с обслуживанием  этих домов у нас нет. Бытовые и коммунальные вопросы, которые возникают, везде одинаковые. Просто здесь немного иной контингент - жильцы интеллигентные и более требовательные. Собственник "элитного" жилья приходит к нам с конкретным вопросом и хочет получить на него конкретный ответ. Но, в принципе, жильцы просят от управляющей компании лишь то, что и так должно у них быть, а мы обязаны это исполнить. Надо сказать, что жители наших домов  не живут по принципу "моя хата с краю". Они очень бережно относятся к своей собственности и готовы к сотрудничеству с нами.

Конечно же этому способствует организация работы с людьми. У нас с каждым собственником жилья заключен договор на управление, где все обязанности управляющей компании четко расписаны. Есть полный перечень общедомового имущества, которое обязана содержать, ремонтировать и оплачивать УК на средства из статьи "жилищная услуга". К сожалению, в большинстве компаний жильцы вообще не знают, за что они должны платить из собственного кармана, а что полагается им по закону бесплатно.

- Могут ли жители "элитных"домов похвастать какими-то нововведениями, которые бы положительно сказывались на энерго- и теплосбережении, безопасности объектов?

-  Все свои дома мы обслуживаем в рамках составленного плана мероприятий по повышению энергоэффективности. В каждом подъезде у нас стоят энергосберегающие лампы. В большинстве домов установлены датчики движения, которые позволяют неплохо экономить на потреблении электроэнергии. Не так давно мы заказали теплосберегающую краску, которой планируем покрасить трубы и крыши домов.

Что касается безопасности, то здесь тоже все под контролем. Так, на ул. Куйбышева, 93 у нас установлено внешнее и внутреннее видеонаблюдение, работают консьержи, двор огорожен и установлен шлагбаум. На Дубровинского - Перенсона помимо всего того, что я перечислила выше, есть пункт физической охраны. Сейчас мы каждому консьержу планируем установить кнопку экстренного вызова вневедомственной охраны. У нас только на ул. Северной, 10 пока нет такой зоны повышенной безопасности, хотя видеонаблюдение мы там установили.

- Ольга Николаевна, Вы работали и в ТСЖ, и в управляющей компании. Какая форма управления многоквартирным домом, на Ваш взгляд, все-таки эффективней?

- Управляющая компания - это, прежде всего, коммерческая организация, которая может заключать договоры, получать прибыль за свои услуги и направлять их на благоустройство жилого фонда, то есть может заниматься коммерческой деятельностью по закону. А ТСЖ зарабатывать деньги не имеет права. Оно является лишь перевалочной базой для денег, связующим звеном между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья. На сегодняшний день эта форма обслуживания жилого фонда,  на мой взгляд,  устарела и в конечном итоге должна изжить себя.

Перед тем как создать УК "Космос Плюс", мы с экономистами просчитывали эффективность этой формы домоуправления и выяснили, что будущее - за небольшими управляющими компаниями. Когда на рынке жилищных услуг работают такие монополисты, как "Жилфонд", у которых в обслуживании несколько тысяч многоквартирных домов и нет никакого порядка, реформа ЖКХ далеко не уйдет. С моей точки зрения, у управляющей компании в обслуживании должно быть не больше 10 домов.  Наша цель - набрать эти 10 домов, чтобы ими эффективно управлять и чтобы их жители были всем довольны и благодарны.

- По какому принципу нужно выстраивать работу с населением, поставщиками услуг, городскими властями, чтобы реформа ЖКХ проходила для всех нас не столь болезненно?

- В первую очередь хотелось бы больше доверия в адрес управляющих компаний. Сейчас во многих средствах массовой информации идет просто целенаправленная травля коммунальщиков. На телевидении почти нет положительных репортажей о работе управляющих компаний и ТСЖ.  Журналисты заочно обвиняют всех нас в воровстве и пассивности, и это заведомо негативное отношение к коммунальным службам передается горожанам и отражается на репутации добросовестных компаний. Мне эта ситуация напоминает отношение людей к полиции: ее обвиняют во всех грехах, но в случае беды все равно за помощью обращаются к полицейским.

Поймите, что  большинство из нас старается работать для вашего комфортного и безопасного проживания. Не нужно нас так усиленно прессовать и давить постоянными проверками, поскольку в конечном итоге мы много рабочего времени тратим на отписки в контролирующие инстанции.

Еще хотелось бы больше помощи от властей. Мне кажется, что пришло время нашим законодателям пересмотреть Жилищный кодекс, который приняли восемь лет назад и который на сегодняшний день не отражает существующие реалии, фактически не работает. Сейчас многое поменялось в системе жилищных отношений, в стране изменилась правовая и экономическая ситуации, а важнейший документ жилищного законодательства остался прежним.

Кроме того, необходимо на законодательном уровне продумать систему регулирования тарифов, чтобы не баламутить красноярцев ежегодными повышениями цен на услуги ресурсоснабжающих компаний. Энергосбыт, Краском, ТГК-13 - это монополисты, с которыми мы фактически не можем поспорить или договориться, а вот городским и краевым властям это доступно.

Очень хочется, чтобы и с жителями, и с властями, и с ресурсниками  был налажен контакт и отношения между нами всегда были на уровне доверительных и партнерских.

Просмотров: 6504


Голосов:
3

Комментариев: 0

Поделиться