Аналитика В список »
17.11.2014 / 06:33
Оптимальные пути преодоления последствий антироссийских санкций

15 ноября в Красноярске состоялся круглый стол «Импортозамещение в Красноярском крае. Перспективы и ожидания». По итогам мероприятия ИА "ВИС-Информ" публикует доклад участника круглого стола - советника Председателя совета директоров ООО "Региональная Тепловая Компания", члена регионального совета ККРО «Деловая Россия» Павла АНИСИМОВА.

Свое выступление я хочу посвятить наверное самой обсуждаемой на сегодняшний день теме – антироссийские санкции.

В условиях сложившейся экономической ситуации, связанной с ослаблением рубля и санкциями США и стран Западной Европы, наложенными на ряд отраслей Российской экономики, неоднократно вставал вопрос об импортозамещении зависимости ключевых отраслей экономики, тем самым обеспечив импортозамещение товаров массового потребления.

На мой взгляд, у нас есть ряд преимуществ преодолеть без значительных потерь этот негативный процесс.

Я думаю, ни для кого не секрет, что в силу своей географической составляющей Красноярский край является крупнейшей минерально-сырьевой базой России. Именно у нас бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики: начиная от добычи полезных ископаемых, завершая ядерной и космической отраслями.

При этом важно понимать, что только совместные усилия всех заинтересованных сторон могут привести к ощутимым результатам и позволят обрести устойчивость в эпоху глобальных экономических потрясений.

Мы с вами действительно должны понимать, что время сейчас непростое и наш разговор происходит на фоне спада экономических показателей. И то, что мы начинаем эту работу, приобретает еще большую актуальность. Потому что вызовов, ограничений и финансовых, и рынков потребления, и человеческих ресурсов, много. И от того, как каждый из нас будет нацелен на результативность, а в совокупности все мы вместе, именно от этого и будет зависеть успех каждого и в целом Красноярского края и всех его территорий. При этом под словом «каждый» я понимаю не только отдельно региональную и законодательную власть, но и всего общества в целом, где бизнес должен занять ведущую позицию.

Поэтому, для того, чтобы мы все были успешны, и в конечном итоге могли иметь понятную стратегию решения вопроса импортозамещения на местном уровне необходимо в ускоренном режиме принять ряд мер:

1. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, целесообразно рассмотреть вопрос активизации так называемых механизмов государственно-частного партнерства, направленных на развитие высокотехнологических производств в первую очередь в агропромышленном комплексе, нефтегазовом комплексе, топливно-энергетическом, фармацевтическая отрасль у нас никак не представлена, машиностроение и многие другие.

Говоря о механизмах государственно-частного партнерства – я имею в виду более широкое понятие, то есть когда усилия государства и бизнеса направлены на решение общей проблемы.

Со стороны власти надо проработать максимально возможные меры поддержки местным товаропроизводителям. Максимально эффективно расширить перечень мер, которые уже существуют:

1. Перейти от теории к практике заключения концессионных соглашений, в рамках которых в первую очередь проекты, имеющие низкую рентабельность, то есть социально направленные, получат наконец то свое развитие;

2. Создать зоны опережающего развития, зоны, дающие потенциал развития смежных отраслей экономики, где бизнес получит комфортные условия для своего развития.

Здесь я предлагаю вовлечь в эту тему площадки бывших производственных заводов, которые обеспечены всей необходимой инженерной инфраструктурой для создания новых производств. Как Вы знаете, этот вопрос неоднократно волновал не одно поколение и является одним из основных на повестке дня как Главы региона, так и местных властей.

В качестве яркого примера, можно отметить то, что многие фермерские хозяйства на сегодняшний день имеют в своем штате технику импортного производства. И когда приходит уборочный сезон, продолжительность которого в среднем составляет 1 месяц,  простой техники по выходу из строя тех или иных агрегатов требует времени на сервисное обслуживание. То есть ты сообщаешь о проблеме в компанию, которая занимается сервисным обслуживанием техники. В большинстве случаев такая компания как правило не находится в нашем регионе. Специалисты заказывают запасную часть у производителя техники, срок поставки которой зависит от конъюнктуры международного рынка (в том числе и санкций). И когда все таки приходит время самих работ по замене вышедшего из строя агрегата, что в среднем занимает от 1 месяца, то по сути и сезон уборки уже закончился…

И здесь, безусловно российские производители техники имеют ряд преимуществ, я не говорю о качестве и производительности, над которой надо работать… Я говорю про сроки, если бы у нас на территории края был развит именно сектор машиностроения, в широком смысле этого понятия, то и, к примеру тем же самым сельхозтоваропроизводителям, пришлось бы меньше времени терять на ремонт вышедшей из строя техники.

3. Кроме того, упомяну и про проблему моногородов, которые с учетом специфики их статуса, ограничены в формах развития предпринимательства.

Как вариант предлагаю на территории моногородов, располагающих достаточной инфраструктурой,  определить территории по привлечению современных технологий с льготным налогообложением на срок реализации проекта.

4. Все мы видим как быстро и у нас развиваются торговые сети крупных федеральных ретейлеров (Окей, Лента, Метро).

Безусловно, каждый из Вас видел, что на прилавках данных сетей присутствуют товары и местного производства…

Но процент их присутствия настолько мал, что местные товаропроизводители не могут конкурировать с производителями, которые завалили своей продукцией прилавки всех магазинов.

При этом все эти компании зарегистрированы по месту нахождения головной организации (Москва, Питер), что приводит к снижению налоговой базы нашего региона. Региональный бюджет не дополучает прибыль в виде обязательных платежей, хотя бизнес ведется на нашей территории.

И здесь, на мой взгляд, требуется, чтобы на законодательном уровне был установлен обязательный процент присутствия товаров местных поставщиков на прилавках торговых сетей федерального масштаба не ниже 50 процентов (хотя над этим необходимо еще нам всем вместе подумать).

Говоря про необходимость мер со стороны государства, не стоит забывать и об ответственности самого бизнеса.

И здесь необходимо в первую очередь сделать так, чтобы бизнес был:

1. Социально ответственный, так называемое социальное предпринимательство.

2. Развитие любых производственных процессов должно быть сопряжено с высокой экологической составляющей, в конечном счете переход на полное безотходное производство, повышение эффективности использования сырьевых ресурсов, соответствие международным стандартам качества.

И в завершении хочу отдельно остановиться на вопросе малого и среднего бизнеса.

Несмотря на созданный потенциал и накопленный опыт в создании благоприятного предпринимательского климата, существует ряд сложных вопросов, основным из которых остается развитие активности среди субъектов среднего и малого предпринимательства. На мой взгляд, именно показатели активности этой группы предпринимателей являются наиболее чувствительным индикатором состояния предпринимательского климата любого региона и страны, в целом.

Я думаю, что все со мной согласятся, что крупный и крупнейший российский бизнес зачастую мало обращает внимание на какие-либо региональные факторы.  «Крупные игроки» ведут свою деятельность исходя из совсем других параметров, поскольку имеют отработанные способы защиты бизнеса.

Малые и средние предприятия, получая свою прибыль, не спешат направлять ее в развитие собственного дела, что подтверждает наличие ряда сдерживающих факторов.

Именно здесь, небольшим подспорьем в стимулировании развития малого и среднего бизнеса в крае могло бы стать создание крупной торгово-логистической площадки вблизи города Красноярска. То есть некоего аналога ВДНХ, где под руководством управляющей компании будет действовать единый центр по продаже всех производимых на территории края пищевых и не пищевых товаров.  Тем самым реализация данного направления:

  1. Позволит сэкономить на логистических расходах как производителям, так и оптовым покупателям, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости товаров и как следствие цены  для конечного покупателя. 
  2. Позволит открыть доступ местным производителям к более широкому кругу потребителей.
  3. Появляется возможность централизованной поставки большего перечня товаров в соседние регионы.
  4. Привлечение внимания крупных федеральных ритейлеров к продукции местных производителей.
  5. Улучшение качества продукции в конкурентной среде.

Подводя итог своего выступления, отмечу, что наша общая задача, как органов власти, так и самого бизнеса, общества, жителей этого региона, чтобы именно в это непростое, и с точки зрения экономической ситуации в целом и в мире, когда наши бизнес-партнеры и страны из различных регионов пытаются сегодня проводить по отношению к нашим предприятиям, к нашей политике свою модель поведения, сделать так, чтобы уровень конкурентоспособности был выше как на внутренней, так и на международной арене.

Анисимов Павел Евгеньевич,

советник Председателя совета директоров

ООО "Региональная Тепловая Компания",

член регионального совета ККРО «Деловая Россия»

Просмотров: 8225


Голосов:
1

Комментариев: 0

Поделиться