Аналитика В список »
20.05.2011 / 05:26
Нелегкий БАМ

17 мая в Москве в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания на тему "Развитие зоны БАМа в современных условиях", организованные Межкомиссионной рабочей группой ОП РФ по вопросам модернизации промышленности. В мероприятии приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, субъектов РФ, транспортного сообщества, ОАО "РЖД", научного и экспертного сообщества, потребители услуг железнодорожного транспорта. На слушаниях рассмотрены перспективы развития Байкало-Амурской магистрали с учетом ее значения для социально-экономического развития прилегающих территорий.

Как отметил заместитель полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Левинталь, в настоящее время степень использования существующего ресурсного потенциала территории, прилегающей к БАМу, достаточно мала. В крупных промышленных масштабах используются только месторождения угля, железной руды, строительных материалов и углеводородов. Ресурсная база региона может служить основой для развития современных промышленных производств конкурентоспособной продукции.

По словам председателя межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по вопросам модернизации промышленности Владимира Гутенева, для развития зоны БАМа предполагается привлечение около 3 трлн рублей частных инвестиций. Здесь планируется реализовать порядка 80 крупных инвестиционных проектов, которые охватывают различные отрасли экономики — нефтегазовую и химическую промышленность, цветную и черную металлургию, атомный кластер.

Вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев обратил внимание на то, что пропускная способность магистрали — около 14 млн тонн грузов в год — практически исчерпана. В развитии БАМа как основной транспортной артерии должны быть заинтересованы частные инвесторы, реализующие свои проекты на прилегающей территории, однако для многих из них окупаемость подобных проектов неочевидна, так как занимает продолжительный срок и заметно сказывается на стоимости производимой продукции. Таким образом, вопрос привлечения инвестиций во многом зависит от позиции государства.

Исходя из планов реализации инвестпроектов, к 2015 году средний объем грузоперевозок на магистрали прогнозируется на уровне около 52 млн тонн, а до 2030 г. этот показатель возрастет до 100 млн тонн.

"Мы практически исчерпали возможности для устойчивого транспортного обслуживания Дальневосточного региона", — подтвердил генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочернее общество ОАО "РЖД") Федор Пехтерев. По его мнению, с учетом ограниченности запасов полезных ископаемых в Западной Сибири и Кузбассе, необходимость освоения месторождений, тяготеющих к БАМу, приобретает более острый характер.

Развитие БАМа — один из приоритетов ОАО "РЖД".
Эффективное функционирование магистрали способно оказать не только синергетический эффект в смежных отраслях экономики, но и повлиять на стабилизацию социальных процессов и демографической ситуации в регионах ее тяготения.

Как отметила член Общественной палаты РФ Залина Медоева, БАМ наряду с Транссибирской магистралью обеспечивает транспортное и хозяйственное освоение обширного региона, создает основу для освоения Дальнего Востока и Севера страны, создания прочных связей со странами АТР, которые являются одним из центров мировых экономических и социокультурных процессов.

За Уралом на площади 15 млн кв. км, что в 5 раз больше Европейской территории России, проживают около 20 млн человек и сосредоточено около 80% природных богатств России. Одновременно наблюдается отток российского населения из Забайкалья и Дальнего Востока, и возникает необходимость привлечения рабочей силы мигрантов.

"Решение проблем развития данных территорий возможно только за счет реализации масштабного комплексного инфраструктурно-промышленного проекта с государственной поддержкой", — подчеркнула Залина Медоева.

За последние годы ОАО "РЖД" реализован ряд проектов, направленных на ликвидацию "барьерных" мест Байкало-Амурской магистрали за счет строительства крупных инженерных сооружений, электрификации отдельных участков, реконструкции и развития станций.

В соответствии со Стратегической программой развития БАМа на перспективу до 2020 года запланирована дальнейшая модернизация железнодорожного направления Тайшет — Тында — Новый Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с примыкающими участками общей эксплуатационной длиной 5591 км.

Программа предусматривает реализацию значительных капиталоемких мероприятий по строительству вторых путей, восстановлению и открытию разъездов, а также оборудованию и модернизации устройств автоблокировки, тягового энергоснабжения, электрической централизации и др.

Первоочередные мероприятия по усилению железнодорожной инфраструктуры БАМа заложены в среднесрочную Инвестиционную программу ОАО "РЖД". Однако размер этих средств не позволит обеспечить в полном объеме потребность в перевозках грузов.

Исходя из существующих финансовых возможностей компании, фактически к 2015 году, при условии завершения работ по проекту "Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань" в полном объеме и строительства порядка 10 разъездов на БАМе, провозная способность в направлении Ванино-Совгаванского узла составит не более 32 млн тонн. При этом согласно заявке грузоотправителей поток грузов в этом направлении вырастет к 2015 г. до 60 млн тонн, к 2020 г. — до 93 млн. тонн.

Увеличение провозной способности БАМа до необходимого уровня потребует крупномасштабных инвестиций, основные из которых должны быть направлены на строительство практически сплошных вторых путей. Учитывая крупномасштабность задач и значительный объем потребных инвестиций, а также ограниченность инвестиционных ресурсов ОАО "РЖД", реализация программы невозможна без государственной поддержки.

"В связи с многократным ростом грузопотока, помимо строительства новых путей, инфраструктуры, электрификации, потребуется увеличение мощностей железнодорожных узлов, технических станций, ремонтно-обеспечивающих служб. Таким образом, объем работ сопоставим с самим строительством самой Байкало-Амурской магистрали", - заявил Александр Левинталь.

В соответствии со Стратегией развития БАМа объем инвестиций на развитие магистрали по минимальному варианту составляет более 400 млрд, по максимальному, включающему закупку подвижного состава, - более 1 трлн рублей.

В то же время, по словам генерального директора ИЭРТ Федора Пехтерева, сложные условия прохождения Байкало-Амурской магистрали потребуют инновационного подхода к развитию инфраструктуры.

По мнению участников слушаний, для финансирования мероприятий комплексного развития БАМа и прилегающих территорий необходимо привлечь механизмы государственно-частного партнерства. Среди вариантов также – создание госкорпорации по развитию территорий, использование возможностей институтов развития, крупных международных финансовых организаций, выпуск инфраструктурных облигаций.

По итогам слушаний в Общественной палате в адрес органов исполнительной власти РФ будут направлены рекомендации, касающиеся разработки комплекса мер по развитию территорий в зоне БАМа и механизмов их финансирования.

По материалам пресс-службы ОАО «Российские железные дороги».


 

Теги: инвестиции | господдержка | РЖД | Инфраструктура | государственно-частное партнерство

Просмотров: 12610


Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться