Аналитика В список »
03.06.2011 / 06:40
Дороги вне кризиса

Недостаточное финансирование транспортной инфраструктуры, вызванное сложным экономическим положением, заставило искать новые решения дорожных проблем. Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю нашло такие решения для региональной автодорожной сети. Это концентрация ресурсов на наиболее важных проектах, использование современных технологий, оборудования и материалов, а также внедрение системы менеджмента качества по международным стандартам. Такой подход, по мнению дорожников, дает возможность максимально эффективно использовать имеющиеся средства.

Разговоры о том, что автомобильные дороги для России имеют огромное значение, уже давно набили оскомину. Тем не менее факт остается фактом. Тем более для Красноярского края с его колоссальной территорией. Без развитой дорожной сети здесь не только об экономическом развитии, но и о поддержании жизнедеятельности говорить не приходится.

Красноярский край пересекают две федеральные автотрассы — М-53 «Байкал» и М-54 «Енисей». Являясь своеобразным лицом региона, им уделяется должное внимание. Но не менее, а, возможно, и более важное значение для края имеет региональная и межмуниципальная дорожная сеть с протяженностью порядка 17 тысяч километров. Сюда нужно отнести также межпоселенческие дороги, три тысячи километров автозимников, связывающих северные территории с «материком», множество ледовых и паромных переправ. Некоторое время назад край взял под свое крыло подъезды к садоводческим обществам. Все это сложное, затратное и имеющее крайне важное социальное значение региональное дорожное хозяйство находится в ведении КГБУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (КрУДор).

Сергей Зяблов— Регион огромен по своей географии, к тому же обладает преимущественно сырьевой экономикой, — рассказывает руководитель КрУДор Сергей Зяблов. — Иначе говоря, здесь перемещается большое количество грузов, и порой на большие расстояния. Потому транспортная составляющая в себестоимости многих товаров и услуг является, по сути, определяющей. Отсюда элементарный вывод: Красноярскому краю жизненно необходимо иметь качественную транспортную инфраструктуру, которую без хороших автодорог получить невозможно. Основные параметры современной дорожной сети, удовлетворяющей потребности экономики, заключаются в несущей способности дорог, максимально допустимом скоростном режиме и их пропускной способности.

К сожалению, по словам Сергея Зяблова, региональные дороги, в массе своей построенные в конце 1970-х — начале 1980-х годов, современным требованиям не отвечают. Так, только менее 20 процентов из них приспособлены для передвижения большегрузных автомобилей. Порядка 60 процентов дорожной сети работают в режиме перегруза. Скоростной режим также далек от современных стандартов.

Для того чтобы привести в соответствие требованиям времени столь разветвленную дорожную сеть, необходимы колоссальные средства. Поэтому речь сейчас лишь о поступательном развитии дорожного хозяйства. Но даже и здесь есть трудности. На региональные дороги сейчас выделяется вчетверо меньше средств, чем на федеральные автотрассы. Ситуацию с финансами может изменить воссоздание федерального и региональных дорожных фондов.

Инициатива по возрождению дорожного фонда — вполне эффективный инструмент, считает Сергей Зяблов.— Исходя из объективных факторов следует, что источниками формирования федерального дорожного фонда могут стать увеличивающиеся со следующего года акцизы на нефтепродукты либо определенный процент налога на прибыль организаций. Также сейчас активно обсуждается возможность пополнения дорожного фонда как за счет установления платы за проезд по автодорогам тяжеловесных транспортных средств, так и за счет присоединения объектов сервиса. Средства же фонда должны идти на содержание существующих и строительство новых дорог. То есть тот, кто пользуется дорогами, вкладывается в их развитие. По-моему, это справедливо. Потому как исключительно бюджетных вливаний в отрасль явно не хватает.

 

Пока же дорожники вынуждены концентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях. «Реалии сегодняшнего дня таковы: обеспечение сохранности дорог, развитие дорожной сети, безопасность дорожного движения — все это возможно только при выстраивании системы жестких приоритетов», — говорит Сергей Зяблов.  

В 2010 году в числе таких приоритетов было строительство южного обхода Лесосибирска и въезда в Сосновоборск, реализация инвестиционного проекта по Нижнему Приангарью, капитальный ремонт улицы Калинина в Красноярске. Отремонтировано в прошлом сезоне было 242,5 километра региональных дорог.

В нынешнем году дорожники продолжают строительство городских улиц в Сосновоборске, ремонт улицы Калинина в Красноярске, автодороги на подъезде к аэропорту Емельяново, отремонтируют участки автодороги Красноярск — Енисейск. Самым важным событием станет сдача в эксплуатацию моста через Ангару.

Кардинально повысить эффективность обслуживания, ремонта и строительства дорог при существующем уровне финансирования позволяет внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов. Это направление КрУДор считает одним из самых важнейших. В этом отношении Красноярский край можно назвать лидером среди сибирских регионов.

— Каждый полученный из бюджета рубль мы должны потратить на наши дороги с максимальной эффективностью, — поясняет Сергей Зяблов. — Широкое применение современных материалов, технологий позволяет неуклонно повышать качество и эксплуатационное состояние автомобильных дорог в крае, повышать безопасность дорожного движения. Опыт таких объектов, как глубокий обход Красноярска с мостом через Енисей, строительство моста через Ангару, реконструкция дороги В. Бирюса — Зеледеево — Ибрюль, показывает, что наши компании прекрасно владеют всеми передовыми технологиями и материалами.

Перечень прогрессивных технологий, применяемых в крае, велик. В числе прочих можно отметить применение битумных эмульсий, геосинтетических материалов, использования метода литого асфальта и термоспайки. С 2009 года на краевых дорогах внедряется один из самых прогрессивных материалов для устройства покрытий — щебенисто-мастичный асфальтобетон. Проходит апробацию асфальтобетон с добавлением волокон полимерной полипропиленовой фибры, обладающий высочайшими прочностными характеристиками.

 

Впервые за Уралом для разметки дорог в крае начал применятся холодный пластик, имеющий повышенную износостойкость. Прекрасно себя зарекомендовала система управления дорожной техникой с помощью ГЛОНАСС. Для повышения информированности, а значит, и безопасности движения в регионе используется сеть дорожных метеостанций, которые позволяют дорожникам оперативно реагировать на изменение погодных условий. Информация с метеостанций также поступает на электронные информационные табло, дающие водителям рекомендации об оптимальном скоростном режиме.

Особое внимание в Управлении автомобильных дорог по Красноярскому уделяется качеству самих управленческих решений, что также непосредственно отражается на эффективности работы дорожного хозяйства региона. 

— КрУДор, осуществляя функции государственного заказчика всех видов дорожной деятельности, определяет основные направления развития дорожного комплекса на региональном уровне. Мы не производим продукт как таковой, но от наших грамотных управленческих решений зависит функционирование краевой сети автодорог. Ответственно подходя к этой задаче, мы, безусловно, постоянно стремимся улучшить свою деятельность. Подтверждением эффективной работы КрУДора стало получение в конце прошлого года Международного сертификата системы менеджмента качества, который позволит нам идти в ногу со временем, — отмечает Сергей Зяблов.

Максим Славин

По материалам газеты "Время Сибири"

Просмотров: 5115


Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться