Аналитика В список »
12.07.2011 / 06:56
Родоначальники сибирских дорог

Проектная организация из Новокузнецка в стане своих коллег является одной из авторитетных структур. Институт принимал участие в крупнейших стройках советского периода. Опыт сотрудников «Сибпромтранспроекта» оказался востребованным и в проектах новой России. Очередную круглую дату компания встречает, имея за плечами выполненные работы по заказам компаний из таких отраслей, как металлургия, угледобыча и энергетика.

Дело было в Кузбассе

История ОАО «Проектный институт «Сибирский Промтранспроект» началась в Кемеровской области в далеком 1956 году. Суровые послевоенные годы требовали форсированного развития экономики страны, центр тяжести которой все больше смещался в Сибирь и Дальний Восток. В сентябре 1956 года Московский институт «Промтранспроект» создал в городе Сталинске (так тогда назывался Новокузнецк) проектно-изыскательскую экспедицию для работ по изысканиям и проектированию внешнего транспорта Западно-Сибирского завода (Сталинского) алюминиевого завода, Абагурской обогатительно-агломерационной фабрики и других промышленных предприятий Кемеровской области. Это решение и стало точкой отсчета в истории «Сибпромтранспроекта», который вырос из экспедиции. С годами география ее деятельности шагнула далеко за границы Кузбасса. Институт принимал участие в развитии промышленного потенциала регионов от Урала до Дальнего Востока. Основной задачей в деятельности института является разработка комплексных проектов промышленного транспорта для предприятий металлургии, угледобычи и энергетики.

 

Коллектив экспедиции сразу же громко заявил о себе, сумев в короткие сроки добиться признания своих заслуг. Уже в январе 1958 года экспедиция была преобразована в Сибирское отделение ГПИ «Промтранспроект» с наделением функций головного проектно-изыскательского подразделения по проектированию промышленного транспорта районов Сибири и Дальнего Востока. В 1963 году отделению присваивается наименование «Сибирское отделение ГПИ «Промтрансниипроект» — с организацией групп, выполняющих научно-исследовательские работы по промышленному транспорту и механизации погрузочно-разгрузочных работ. А в 1980 году приказом Госстроя организация была переименована в «Государственный проектный институт «Сибирский Промтранспроект».

— С создания экспедиции начиналась биография сибирских проектировщиков-транспортников, — говорит руководитель института Людмила Чудова. — Советские годы были, пожалуй, временем расцвета Сибирского Промтранспроекта. География его запроектированных объектов простиралась от Урала до Сахалина.

«Сибпромтранспроект»: наши дни

По признанию сотрудников института, 1990-е годы стали для них настоящим испытанием. Которое тем не менее они достойно прошли. В период перестройки и демократизации организация сумела выстоять, вписавшись в итоге в современные реалии. При этом сейчас «Сибпромтранспроект» полноценно живет, а не выживает, по-прежнему занимая ведущие позиции на рынке проектировочных услуг. Институт идет в ногу со временем. Так, свою деятельность ОАО осуществляет на основании лицензий и свидетельства о допуске некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Кузбасский проектно-научный центр». В 2006 году институт внедрил Международный стандарт качества ИСО:9001 и получил сертификат соответствия системы менеджмента качества. В 2009 году он успешно прошел ресертификацию на стандарт ИСО 9001:2008.

Сейчас много говорится о необходимости внедрения инновационных подходов в экономике. По словам главного специалиста по контролю института Андрея Васильева, который является старейшим работником организации, в копилке «Сибпромтранспроекта» есть немало разработок разных лет, отличительной особенностью которых является именно нестандартное техническое решение. Среди них, например, проект перевозки жидкого чугуна с Кузнецкого металлургического комбината на Западно-Сибирский металлургический комбинат по железной дороге в миксерах закрытого типа. Основываясь на изысканиях специалистов «Сибпромтранспроекта», металлурги смогли осуществить их — впервые в России!

 

К передовым разработкам института можно отнести также строительство входной сортировочной станции Западно-Сибирского металлургического комбината, вынесенной за пределы завода, что позволило сократить протяженность внутренних железнодорожных путей и повысить уровень эксплуатационной работы железнодорожного транспорта завода и Новокузнецкого отделения РЖД. А также проект подъездного пути к Тобольскому нефтехимкомбинату на болоте глубиной в девять метров индивидуальной проектировки с последующим многолетним наблюдением за осадкой земляного полотна.

Сейчас «Сибпромтранспроект» принимает участие в проекте, который без всяких оговорок можно назвать стройкой века по примеру создания крупнейших промышленных объектов периода СССР. Речь идет о строительстве ферросплавного производства, которое не имеет аналогов в стране. Проект подразумевает создание горно-металлургического комплекса по добыче и обогащению марганцевой руды и производству сплавов. В нем будут задействованы сразу три региона. Кемеровская область даст сырье, Хакасия обеспечит его перегрузку на железнодорожный транспорт, а в Красноярском крае будет выплавляться конечная продукция  — специальные добавки для черных металлов. Запуск проекта позволит удовлетворить на 30-40 процентов имеющиеся сейчас на отечественном рынке потребности в ферросплавах. Новое производство позволит создать тысячи рабочих мест и принести в бюджеты всех уровней миллиардные налоговые поступления. «Сибпромтранспроект» занимался проектированием автодороги от Усинского марганцевого месторождения и будущего ГОКа до границы с Хакасией, а также осуществлял авторский надзор над проектированием и строительством дальнейшего участка дороги до погрузочного терминала в поселке Туим.

— Для нас это знаковый проект, — рассказал «ВС» главный инженер ОАО «Проектный институт «Сибирский Промтранспроект» Алексей Иванов. — Во-первых, работу над ним мы начали два года назад в самый разгар дефолта. Во-вторых, он ставил сложные технические задачи, поскольку наш участок дороги проходит по хребтам Кузнецкого Алатау. В-третьих, в нем очень сильна экологическая составляющая, поскольку строительство ГОКа на Усинском месторождении вызвало ожесточенные споры среди общественности. Природе мы уделили огромное внимание. Специалисты тщательно изучали местную флору и фауну, чтобы спроектировать дорогу с минимальным для нее ущербом. Были, допустим, такие ситуации: стоит по предполагаемой трассе столетний кедр в два обхвата. И мы ради него подвигались, чтобы только не зацепить!

В итоге, считает Иванов, институт со своей задачей справился. Хакасский участок автодороги практически построен. Несколько недель назад руководство республики лично проверило его состояние, доехав по новой трассе до границы с Кузбассом. Документы по кемеровской части проходят последние согласования. При этом госэкспертиза уже признала соответствие его экологической составляющей всем требованиям.

 

Максим Кравчук

По материалам газеты "Время Сибири"

Справка "ВС": 

ОАО «Проектный институт «Сибирский Промтранспроект»

654034, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Ленина, 62.

Тел.: 8 (3843) 37-63-53, 37-64-91,

факс: 8 (3843) 37-63-53

 

Просмотров: 7142


Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться