Интервью В список »
10.12.2015 / 10:29
Егор Шевелев, по материалам газеты "Время Сибири"
«СКАД» развернул колеса в Европу

Литейно-механический завод «СКАД», расположенный в городе-спутнике Красноярска — Дивногорске, — предприятие для России уникальное. Здесь производят высокотехнологичные литые колеса для автомобилей крупнейших мировых производителей. Особое внимание к заводу приковано после того, как в октябре этого года компания «Русал» получила в Федеральной антимонопольной службе одобрение на покупку «СКАДа». О том, как дивногорскому предприятию удается оставаться лучшим в отрасли и о больших планах по выходу на международные рынки, рассказал директор по управлению качеством ЛМЗ Юрий КЛЕЙМЕНОВ.

— Юрий Андреевич, если не затрагивать вовсе тему слияний и поглощений, как сегодня себя чувствует «СКАД»? Особенно в ситуации, когда рынок автопроизводства падает. 

— Поскольку наше предприятие ориентировано только на конечного потребителя, мы, конечно, очень зависим от экономической ситуации, от финансовых возможностей потенциального покупателя автомобиля. Поэтому и динамика производства «СКАДа» прямо пропорциональна развитию экономики в России: мы не допускаем перепроизводства, не создаём избыточных запасов на складе, а работаем под конкретные заказы.

Нужно отметить, что еще совсем недавно мы наблюдали активное строительство автозаводов в России, и в определённый момент в стране работало 21 предприятие по выпуску легковых автомобилей. В этой связи мы понимали, что потребность рынка литых колес только в России достигнет 18-20 млн штук в год. Исходя из данных прогнозов мы развивали свои мощности, и сегодня наше основное оборудование позволяет производить ежегодно до 2,5 млн колес. С учетом потенциала и резерва мощностей — 3,5 млн штук. Но, к сожалению, реалии нынешнего дня таковы, что мы видим, сокращение производства автомобилей в стране более 40 %, соответственно, и спрос на колеса снизился до уровня 7-8 млн штук в год. Такое падение не могло не сказаться и на наших показателях, переломным со знаком минус стал 2014 год, когда мы произвели всего около 600 тысяч колес. В текущем году надеемся выйти на показатель в 800 тысяч. 

— За счет чего получается отыграть падение спроса?

— Мы стали активнее работать с зарубежными партнерами и благодаря этому сотрудничеству расширяем рынки сбыта. Например, у нас есть постоянный партнер — компания Ford Motor Company, на сегодняшний день объёмы производств компании в России снизились, но нам удалось значительно увеличить экспортную составляющую данного партнёрства, и теперь 70 % поставок для Ford Motor Company мы осуществляем в Германию. В цифрах это до 20 тысяч колес в месяц. При этом существует реальная возможность роста — поставки нашей продукции для того же Ford на завод в Испанию плюс производство колёс для новых моделей компании. По сути, мы начали теснить наших европейских конкурентов.

Ещё одно направление — колеса для вторичного рынка. Есть несколько стран и партнеров, где у нас уже налажены контакты, и есть рынки, куда мы потенциально могли бы увеличить долю поставляемой продукции. Это та же Германия, это Испания, это Португалия, это пять стран Южной Америки. В данном направлении работаем с оптовыми покупателями.

Кстати, хотя у нас и нет собственной дилерской сети, кроме одного магазина в Дивногорске, но на официальном сайте компании есть интернет-магазин, в котором каждый потребитель может выбрать нужную позицию по параметрам автомобиля, нужный дизайн и сделать заказ для себя. 

— Насколько оказалось просто осваивать новые рынки?

— Дело в том, что просто так выйти за один день на первичный рынок невозможно. От полутора до трёх лет приходится потратить на такие этапы, как подача коммерческого предложения, аудит заказчиками нашего предприятия, согласование документации, номинация нас в качестве поставщика, размещение заказа, проектирование дизайна, создание пресс-форм, одобрение колеса. Расширение сотрудничества с автозаводами — это один из основных векторов развития предприятия. На сегодняшний день несколько производителей автомобилей, а именно Mitsubishi, Peugeot-Citroen, Volkswagen, Toyota, номинировали SKAD в качестве поставщика автомобильных колёс на свои сборочные конвейеры и сервисные сети в России. При этом наиболее близкий для нас партнер Ford давно уже присвоил нам, как поставщику, статус Q1, то есть статус приоритетного поставщика. Он дается в течение трёх-пяти лет поставок, при условии соответствия качества продукции, соблюдения сроков поставок, при постоянном снижении себестоимости изделий за счёт совершенствования технологических процессов. Мы каждый год получаем подтверждение по всем параметрам. Поэтому европейский рынок открыт для нас, как для компании с продукцией самого высокого качества.

— Падение рубля поддержало вас как экспортера?

— Проблема в том, что высокотехнологичное производство в первую очередь зависит от импорта, и мы не можем сегодня реально уйти от этого, потому что все лакокрасночные материалы высокого качества в России не изготавливаются, специализированное станочное оборудование также у нас не производится. Поэтому все запчасти, расходные материалы, новое оборудование, как бы мы ни хотели, мы все равно вынуждены покупать за рубежом.

Однако в настоящее время перед нами открываются колоссальные возможности для импортозамещения значительно подорожавших импортных дисков. В действительности те же китайские диски сейчас стоят минимум в полтора раза дороже, чем в прошлом году. Ослабление валюты делает крайне привлекательным и экспортное направление развития для нашей компании. Возросшие затраты на импорт технологичных материалов из-за рубежа окупаются благодаря резко возросшей рублевой выручки от экспортной реализации. 

— В России у вас конкурентов нет?

— В России мы конкурируем, по большому счету, только с продукцией китайского производства. В Китае существует несколько заводов, которые производят по 15-20 млн штук в год, они поступают на все автомобильные рынки мира, в том числе и на наш. Непосредственно в России производств, аналогичных нашему, нет. Мы единственные, кто имеет возможность изготавливать колеса из термически упрочненного сплава. Есть еще два предприятия: компания «K&K» в Красноярске и «Азов-Тех» в Ростовской области. Однако особо отмечу, что сегодня практически все автозаводы отказываются от использования колес, не прошедших термическую обработку. 

— Ваши колеса действительно прочнее и надежнее?

— Они сделаны из особых сплавов, с которыми сложнее работать. Использование специальных сплавов с последующей упрочняющей термической обработкой делает колеса более твердыми, прочнее на 30-40 % относительно обычного литья. Для подтверждения надежности каждый дизайн колеса ежегодно проходит краш-тесты: это испытание на удар, испытание радиально-динамической нагрузки, на изгиб с вращением, испытание механических свойств, проводим металлографические исследования, коррозионные испытания и так далее.

Поскольку колеса относятся к видам изделий, подлежащих обязательной сертификации, у нас на территории завода создана своя аккредитованная лаборатория, соответствующая всем требованиям технического регламента Таможенного союза. Здесь мы проводим самостоятельно все сертификационные, инспекционные испытания. Естественно, с приглашением независимых экспертов из органов по сертификации. 

— С учетом всей сложности высокотехнологичного производства у вас должны работать высококлассные специалисты, инженеры, операторы сложных машин. Где их берете?

— Заводу всегда нужны сотрудники с узкой специализацией — не просто металлурги, инструментальщики и химики, а именно знакомые со спецификой колесного производства. Взять готового специалиста негде, мы их выращиваем сами. Берем студентов вузов с хорошим уровнем подготовки, даже аспирантов, потому что даже теоретическая база должна быть очень высокая. Потом в привязке к нашему оборудованию и технологическим процессам повышаем их квалификацию. Но реально самостоятельным технологом на нашем заводе можно стать только лет через пять — нужен большой опыт, надо постичь все особенности  производства. 

— Расположение рядом с таким крупным производством, как Красноярский алюминиевый завод дает преимущества?

— Сырье — алюминиевый сплав — в основном мы получаем с Саяногорского завода. Транспортное плечо несколько больше, но у нас уже сложилась система заказа и поставок, поскольку приходится предъявлять очень жесткие специфические требования. У «СКАДа» есть эксклюзивно согласованная спецификация на несколько составов сплава, которые мы используем. Эта формула разработана нами и учитывает особенности нашего оборудования и технологического процесса.

В Саяногорске в алюминий высоких сортов добавляют кремний, магний, обеспечивают ограниченное содержание кальция, натрия. Здесь, в Дивногорске, мы улучшаем сплав определенными модифицирующими легирующими добавками, чтобы он был прочнее и технологичнее. Окончательный состав, конечно, имеет свои особенности, но это формула, выверенная годами. Все процессы работы завода постоянно улучшаются, это относится не только к составу сплава, управлению оборудованием и персоналом, особому контролю за поступающими материалами, но и постоянному анализу рынка, поиску наиболее востребованной продукции, надежных партнеров.

Справка:

«СКАД» основан в 2002 году в Дивногорске, первый диск отлит в 2004 году. Уже в 2008 году завод признан приоритетным поставщиком Ford Motor Company и получил сертификат Q1. Сегодня сотрудничает с крупнейшими автопроизводителями мира: Volkswagen, Renault, Nissan, Mitsubishi, Peugeot. Компания прошла независимую экспертизу TUV SUD Automotive GMBH. На заводе занято около 550 сотрудников.

Просмотров: 3180


Голосов:
1

Комментариев: 0

Поделиться