Публикации В список »
29.03.2009 / 16:41
Возвращение цеппелина

Группы ученых и бизнесменов вернулись к идее вековой давности – развитию дирижаблестроения. Так представители компании с берегов Балтийского моря, предложили руководству Тувы, установить регулярное воздушное сообщение горной республики с большой землей, посредством дирижаблей. Одновременно омские ученые презентовали свои новые разработки. Интерес к забытому виду транспорта проявляется и в Томской области. 

Еще сто лет назад, эти воздушные корабли главенствовали в небе Европы. Однако в условиях мировой войны неповоротливые дирижабли уступили пальму первенства самолетам. Последующие десятилетия закрепили превосходство последних над «воздушными пузырями». И хотя конструкторские разработки никогда не прекращались, серьезных попыток вернуть в небо дирижабли не было. 

Говоря о перспективах необходимо отметить преимущества данного вида транспорта. Дирижабли обладают большой грузоподъемностью – омские ША-100 и ША-200, проектируются на 2 – 2,5 тыс. тонн грузов, калиниградское ЗАО «Вестлес» выразило намерение строить аппараты на 1,6 тысяч тонн нагрузки. Так в тувинском проекте данной компании, цеппелины могут вывозить до 1 млн. тонн различных грузов в год. Прежде всего, речь идет о продукции лесопромышленного комплекса и угле. Древесина, доставляемая таким образом, может сразу же идти в переработку на заводы Европейской части России. Либо из портов Балтии — на экспорт.

Подобная техника в состоянии совершать длительные беспосадочные перелеты, превосходя по показателям вертолеты и практически не уступая самолетам. Еще в 20-х годах немецкий аппарат «Граф Цеппелин» совершал трансатлантические перелеты и кругосветные путешествия. Крейсерская скорость дирижаблей сопоставима с вертолетной. Все это, плюс низкий удельный расход топлива, существенно удешевляет доставку грузов. Особенно крупногабаритных и массивных. В принципе может быть решен вопрос зависимости цеппелинов от сильных воздушных потоков. Разработана принципиально новая система регулирования аэростатической подъемной силы дирижаблей, говорит генеральный директор инновационного научно-технического центра Сибирской автодорожной академии (Омск) Вячеслав Шалаев.

В усовершенствованной модели омских ученых новые системы регулирования подъемной силы, обогрева и антиобледенения, поэтому использовать эти летальные аппараты можно в любых погодных условиях и в различных отраслях жизнедеятельности. При этом для эксплуатации дирижаблей не требуется создание дорогих аэродромных комплексов, что особенно привлекательно в условиях слабого развития транспортной инфраструктуры в азиатских регионах Российской Федерации. Достаточно лишь оборудовать в районе доставки грузов причальную мачту, устройство несколько напоминающее опору ЛЭП. По мнению томского ученого Сергея Родионова достаточно оборудовать узловые базы, центром для которых могут стать Тюмень, Красноярск, Чита, Хабаровск и, возможно, Петропавловск-Камчатский. В этом смысле особенно перспективен Красноярск, с его планами развития авиационного ХАБа. Терминалы и аэропортовые мощности решают проблему складирования и оборота грузов. Правда проект потребует переработки – в узловых базах должны быть решены трудоемкие вопросы хранения и обслуживания дирижаблей. Это потребует строительства обширных ангаров, что весьма дорого.

Подобные проекты требуют серьезных инвестиций. «Строительство завода по выпуску грузовых дирижаблей грузоподъемностью от 1600 тонн» требует 1,2 млрд. евро инвестиций. Омский проект требует 2 млрд. евро. В современных реалиях, когда экономический кризис поставил под сомнение реализацию многих крупных проектов, найти инвестора готового вложить столь крупные средства, представляется затруднительным. 

Мнение эксперта

Шолбан Кара-оол, глава правительства Тувы


«Для республики чрезвычайно важны инновационные проекты. Мы готовы рассмотреть проект развития грузовых перевозок с помощью дирижаблей».

Владимир Медведев, заслуженный летчик РФ, директор Института гражданской авиации Сибирского государственного аэрокосмического университета. 


«Я жалею, что в свое время проект активного строительства дирижаблей не реализовали. В условиях Тувы, в условиях Сибири это крайне удачный транспорт. Дирижабли не составят конкуренции самолетам: ибо у них разные нищи в секторе авиационных перевозок. Правда из-за метеорологических условий круглогодичное сообщение с Тувой с помощью данных аппаратов, затруднительно. 

Вячеслав Шалаев, директор инновационного научно-технического центра Сибирской автодорожной академии.

«Вертолет шумит, расход керосина большой, а дирижабль позволит границу перекрыть с воздуха. Он вешается в безмоторном режиме на тросе и делает обзор как российской части погранзоны, так и казахской. Мы посчитали, чтобы закрыть омскую часть границы, нужно всего около 6 дирижаблей».

Захар Туркевич

Просмотров: 10960


Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться