Аналитика В список »
12.02.2010 / 14:26
Сибирские ферросплавы

Получение в 2005 году ЗАО «ЧЕК-СУ. ВК» лицензии на пользование недрами Усинского месторождения марганцевой руды в Кемеровской области стало знаковым событием для всей российской экономики. Проект, который подразумевает создание горно-металлургического комплекса по добыче и обогащению марганцевой руды и производству ферросплавов, не имеет аналогов в России. В нем будут задействованы сразу три региона. Кемеровская область даст сырье, Хакасия обеспечит его перегрузку на железнодорожный транспорт, а в Красноярском крае будет выплавляться конечная продукция –специальные добавки для черных металлов. Запуск проекта позволит обеспечить 30-40 процентов имеющейся сейчас на отечественном рынке потребности в ферросплавах. При этом в стране на данный момент вообще нет подобных производств полного цикла: практически все, что выплавляется в России, пока выплавляется из импортного сырья. В этом свете можно смело утверждать, что реализация проекта «ЧЕК-СУ.ВК» является делом государственной важности. Новое производство позволит создать тысячи рабочих мест и принести в бюджеты всех уровней миллиардные налоговые поступления.

Председатель совета директоров ЗАО "ЧЕК-СУ.ВК" Виктор Хроленко 

В рамках V Красноярского экономического форума в 2008 году было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации проекта между ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», администрацией Красноярского края и госкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Близится VII Красноярский форум. О том, что было сделано за эти годы и в какой стадии реализации проект находится сейчас, «Время Сибири» узнало из первоисточника.      Достигнутые ранее договоренности не остались простыми декларациями о намерениях. Летом прошлого года государственная корпорация «Внешэкономбанк» и ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» подписали соглашение об открытии кредитной линии по финансированию проекта. В соответствии со «Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» планы компании по созданию горно-металлургического производства включены в перечень основных инвестиционных проектов металлургического комплекса страны. Доверие правительства РФ,оказанное в нелегких финансовых условиях, как нельзя лучше говорит об их значимости, которая была признана на уровне первых лиц страны.

«Участие банка в финансировании проекта соответствует нашим принципам,основным направлениям и отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности, – пояснили «ВС» в пресс-службе Внешэкономбанка. - Его реализация позволит значительно сократить импорт ферросплавов в РФ. Разработка Усинского месторождения не только внесет значительный вклад в развитие экономики, но и будет являться практическим результатом реализации принимаемых государством мер, направленных на развитие металлургической промышленности РФ (в том числе производства специальных сталей).

     

 

Ферросплавы, которые выплавляются из марганцевых руд, – продукция в высшей степени необходимая для современной металлургии и в конечном итоге экономики. Она нужна для производства чугуна, высококачественных сталей и сплавов, которые потом используются во всех ведущих отраслях промышленности. При этом Россия на данный момент испытывает острую импортную зависимость от поставок марганцевой руды.

 

Член совета директоров ЗАО "ЧЕК-СУ.ВК" Георгий Рамзайцев 

В стране известны несколько месторождений с общим запасом примерно в 150 миллионов тонн руды: Полуночное, Усинское. Южно-Хинганское, Порожненское, Рогачево-Тайнинское и Северо-Тайнинское. Абсолютным лидером по утвержденным запасам является Усинское месторождение в Кемеровской области – в его недрах таится почти 100 миллионов тонн руды. Открыто оно было в 30-х го-дах прошлого века, однако своего часа усинский марганец ждал еще десятилетия. Пока существовал СССР, Госплан делал ставку на производства в союзных республиках. Однако затем последовала перестройка, и основная сырьевая база марганца, а также производственные мощности остались в Грузии, Украине и Казахстане.

Вид на Усинское месторождение с вертолета 

ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» базируется в Кемеровской области, имеет представительство в Москве, филиалы и дочерние предприятия в Республике Хакасия и Красноярском крае. Создание представительств и дочерних предприятий общества обусловлено необходимостью организационного обеспечения деятельности в регионах, где разворачивается реализация проекта. Бизнес-план подразумевает строительство объектов горно-обогатительного комбината на Усинском месторождении (карьера, обогатительной фабрики, объектов внутренней производственной и социальной инфраструктуры), объектов внешней транспортной инфраструктуры в Хакасии (подъездной автомобильной дороги и перегрузочного терминала) и комплекса объектов металлургического производства в Красноярске (плавильного цеха, цеха подготовки материалов, складов, объектов производственной и транспортной инфраструктуры).Завершение строительства карьера,обогатительной фабрики и запуск ферросплавного производства запланированы на 2013 год, выход завода на проектную мощность намечен на 2016 год.

По словам председателя совета директоров ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» Виктора Хроленко,будущими потребителями продукции компании станут все металлургические предприятия России. До кризиса страна потребляла 750 тысяч тонн ферросплавов в год,при этом из отечественной руды не производилось и тонны. По данным финансовых аналитиков, снижение спроса на ферросплавы было непродолжительным. Спрос снова растет. После выхода на проектную мощность «ЧЕК-СУ.ВК» станет абсолютным лидером на отечественном рынке и войдет в число ведущих производителей ферромарганца на мировом рынке. Как считает генеральный директор компании Алексей Суворов, у «ЧЕК-СУ.ВК» для этого есть все возможности. Продукция АО будет востребована целым комплексом промышленных направлений. По своим показателям и параметрам создаваемое производство не будет иметь аналогов в России. Во-первых,по запланированному объему – более 250 тысяч тонн ферромарганца в год. Это значительно больше общего объема, который сейчас выдают все действующие отечественные заводы. Во-вторых, по способу производства. В стране сейчас преобладает доменный, а на заводе в Красноярске будет использоваться электротермический.Он дает большие преимущества, начиная от себестоимости и заканчивая вопросами экологии. Производство будет безотходным. В дело пойдет даже шлак, образующийся после плавки: строительный материал, получаемый из него, делает дороги практически вечными.

      В Кемеровской области и Хакасии работы уже идут полным ходом. Как рассказали «ВС» в администрации Кемеровской области, институт ОАО «Уралгипроруда» уже закончил разработку проектной документации на строительство Усинского горно-обогатительного комбината. Экспертиза по проекту будет завершена в апреле. Генеральный проектировщик – институт ОАО «Сибпромстройпроект» – завершает в настоящее время предпроектное обоснование инвестиций по ферросплавному заводу.

Генеральный директор ЗАО "ЧЕК-СУ.ВК" Алексей Суворов 

 

 

 

Из Кузбасса в Хакасию предстоит построить несколько десятков километров дороги, которая свяжет Усинское месторождение с хакасским поселком Туим. Здесь будет построен погрузочный терминал, откуда на красноярский завод пойдут железнодорожные составы, груженные марганцовой рудой. До Туима сырье будет доставляться на многотонных рудовозах – всего на этом направлении будет задействован парк из сотни машин. Эту часть проекта реалиует ООО «Усадорстрой» (дочерняя компания ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК»). По словам ее директора Виктора Севостьянова, при проработке логистических вопросов инициаторам проекта удалось найти самый оптимальный вариант."Все определяет цена вопроса, – сказал он «ВС». – Размещение производства в Красноярске выгодно. Там есть вся необходимая инфраструктура и необходимые производственные площади".

В Туиме момента, когда в поселке будет построен терминал, ждут с нетерпением. Ситуация в этом населенном пункте типична для многих российских городов, где есть градообразующие предприятия, которые дышат на ладан. Усилиями властей и надзорных органов жизнь в нем теплится,однако никаких ясных перспектив нет.

"Туимский завод цветных металлов как основной работодатель свои позиции утратил, – заявляла ранее администрация поселка. – Надежды туимцы возлагают на строительство нового предприятия и его транспортной инфраструктуры".

По словам Севостьянова, запуск проекта создаст в Ширинском районе Хакасии около тысячи новых рабочих мест. Обслуживание терминала будет идти вахтовым методом. Специально для этого компания уже сейчас выбирает варианты по созданию комфортных условий для работы и проживания персонала. Красноярскую часть проекта планируется воплотить в жизнь на реконструируемых площадях сталелитейного производства завода тяжелого машиностроения, которые были приобретены «ЧЕК-СУ.ВК» в 2008 году. Постперестроечные годы не самым лучшим образом сказались на состоянии многих сибирских предприятий. Но приход новых инвесторов способен вдохнуть жизнь в промышленные площадки, которые когда-то славились на всю Россию. В этом корреспонденты «ВС» убедились лично, побывав на месте создания ферромарганцевого завода, которое расположено в десятке километров от Красноярска. Здесь нас встретил директор Красноярского филиала «ЧЕК-СУ.ВК» Сергей Круглов.

По словам Круглова, компания приобрела у Крастяжмаша два бывших цеха. Имущественный комплекс в целом его прежние владельцы сумели сохранить, несмотря на все трудности прошлых лет. Импровизированная экскурсия по промплощадке заняла около часа. Посмотреть там и вправду есть на что. Один только бывший цех стального литья протянулся на полкилометра. И отрадно осознавать, что корпуса бывшего индустриального гиганта скоро снова начнут использоваться по прямому назначению, а не останутся ветшающим памятником времен застоя.

"Корпуса прошли обследование, – сказал Круглов. – Состояние их вполне удовлетворительное. Значит, с нуля уже начинать не будем. Хотя работы здесь еще предстоит проделать немало. В планах – реконструкция технологии и организация экологически чистого производства. Безусловно,в своей отрасли это будет ферросплавное производство номер один в стране".

Красноярская часть проекта будет воплощена в жизнь на бывших площадях Крастяжмаша 

Серьезному переустройству подвергнется «начинка» цехов: стальное литье, которое здесь производилось ранее, имеет совсем другую специфику, нежели производство ферросплавов. На первом этапе планируется ввод в эксплуатацию пяти печей. А в дальнейшем к ним добавятся печи еще большей мощности. Работы планируется начать к середине года. Уже ведутся переговоры с потенциальными строительными подрядчиками, идет подготовка к проведению тендеров. Всего на объектах «ЧЕК-СУ.ВК» планируется задействовать около трех тысяч человек в трех регионах. С учетом же различных проектных и подрядных организаций общая цифра занятых в работе специалистов превысит шесть тысяч человек. Планируется использовать потенциал изыскательских и монтажных строительных организаций, производителей металло- и железобетонных изделий непосредственно в регионах.

 "Сотрудничество с такой серьезной компанией, как «ЧЕК-СУ.ВК», для нас имеет большое значение, – заявил «ВС» генеральный директор ЗАО «Красноярская буровая компания» Виктор Гусев. По его словам, на площадях, где создается завод, специалисты компании выполняют полный комплекс инженерных изысканий под ключ. Сейчас идет предпроектная стадия. Специалисты проводят статическое и динамическое зондирование грунтов, бурят скважины, отбирают пробы и проводят анализ. На основе этого будет составлен технический отчет, который отправится в проектный институт в Новокузнецк.

 Заместитель гендиректора ЗАО "ЧЕК-СУ.ВК" Илья Петухов  

"Надеемся, что наше сотрудничество с «ЧЕК-СУ.ВК» будет успешно развиваться и в дальнейшем", – пожелал Гусев.

"Уже сейчас можно говорить об уникальности планов «ЧЕК-СУ.ВК», – рассказал «ВС» Владимир Ратманский – руководитель отдела по реализации инвестиционного проекта «ЧЕК-СУ.ВК» ОАО «Сибцветметниипроект», отвечающего за финансово-технический аудит всего строительства со стороны Внешэкономбанка. По его словам, он даст импульс развитию экономик всех трех регионов. Что немаловажно для ускорения выхода промышленности и экономики в целом из кризисного состояния.

Максим КРАВЧУК. 

Виктор ЗИМИН,председатель правительства Республики Хакасия:

      "Для Хакасии реализация проекта по освоению Усинского месторождения марганцевых руд имеет принципиально важное значение. В поселке Туим Ширинского района планируется строительство объездной дороги вокруг населенного пункта,а также возведение логистического терминала с железнодорожным тупиком. Строительные работы уже ведутся, к ним привлечены два наших субподрядчика – Ширинское и Алтайское ДРСУ. Кроме того, в рамках наших договоренностей с инвестором, генподрядчик – компания «Бамстроймеханизация» – зарегистрировался в Хакасии и платит налоги на нашей территории.На строительных работах уже занято более ста жителей республики, и это не предел.Когда перезагрузочная площадка будет запущена в эксплуатацию, на этом производстве также будут работать преимущественно жители Хакасии. Иными словами, уже сегодня территория получает от реализации этого проекта налоги и рабочие места.В перспективе это будет крупнейший логистический узел в регионе, работа которого,я уверен, приведет и к росту грузооборота на железной дороге, и общей стабилизации непростой социально-экономической ситуации в Туиме".

Денис ПАШКОВ, министр промышленности и энергетики Красноярского края:

      "Данный проект реализуется в рамках трехстороннего соглашения, подписанного между Красноярским краем, Внешэкономбанком и компанией «ЧЕК-СУ.ВК» на V Красноярском экономическом форуме. То, что Внешэкономбанк и компания заключили соглашение об открытии кредитной линии для финансирования проекта, является знаковым событием. Оно подтверждает, что даже в непростых экономических условиях заявленные на территории края инвестиционные проекты продолжаются реализовываться. Открытие завода ферросплавов позволит создать сотни рабочих мест и увеличить налоговые поступления в бюджет края"

По материал газеты "Время Сибири" 

Теги: ЧЕК-СУ.ВК

Просмотров: 7821


Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться