Интервью В список »
15.02.2013 / 05:50
Надежда Орлова, по материалам газеты "Время Сибири"
Региональная авиация выходит из крутого пике

То, что авиационный транспорт в социально-экономическом аспекте незаменим на просторах Красноярского края, — общепризнанный факт. Учитывая размеры территории, глупо оспаривать необходимость обеспечения мобильности населения, проживающего или работающего в отдаленных и труднодоступных районах края. 

О том, удалось ли после десятилетий застоя вновь поставить красноярскую авиацию на крыло, мы спросили у руководителя Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта РФ Сергея РОДЬКИНА.

ВС / Сергей Васильевич, если сравнивать наш край с другими регионами России, то насколько, по Вашей оценке, в транспортной системе региона развита авиационная составляющая?

— В сравнении с другими территориями авиация в Красноярском крае, без сомнения, более развита. Наш край довольно большой по площади, и зачастую население живет в таких труднодоступных районах, куда можно добраться лишь на самолете.

Сейчас в крае получили развитие три авиационных направления: кроссполярные, межрегиональные и местные авиаперевозки, обеспечивающие как внешние связи Красноярского края с регионами России и зарубежными странами, так и транспортную доступность отдаленных территорий края.

Что касается первой составляющей — в последние годы активно развиваются кроссполярные авиарейсы. За 2012 год было совершено 1 780 полетов. Через наш край проходят две кроссполярные воздушные трассы: это Норильск — Подкаменная Тунгуска и Хатанга — Ванавара. Полное аэронавигационное сопровождение полетов через Северный полюс обеспечивает Красноярский филиал «ЦентрСибаэронавигация».

Кроме того, особое внимание уделяется развитию межрегиональных (внешних) авиаперевозок. За последние три года получил серьезное развитие аэропорт Емельяново. Всего за 2012 год услугами красноярского аэропорта воспользовались в общей сложности 1 900 000 пассажиров. Такое количество пассажиров аэропортом обслужено впервые!

После банкротства «КрасЭйр» на региональный рынок авиаперевозок пришло много новых авиакомпаний, в том числе и местная компания NordStar. Около 5—7 авиакомпаний, в зависимости от сезона, выполняют регулярные и чартерные рейсы из Красноярска.

Открыты новые и расширены уже сложившиеся авиамаршруты. Большое количество рейсов сейчас выполняется в Москву. Регулярно летают самолеты в пять стран ближнего зарубежья: Азербайджан, Армению, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан (по двум направлениям — в Бишкек и Ош). Традиционные чартерные рейсы выполняются в Таиланд, Китай, ОАЭ, Испанию, Турцию, Кипр и т. д. Каждый год на 15—20 процентов увеличивается объем межрегиональных перевозок, обеспечивая населению региона доступность западных и восточных направлений.

Местные воздушные линии тоже в последние полтора-два года получили развитие. Это связано с бурным освоением нефтегазовых месторождений на севере региона. Круглогодичная доступность северных территорий Красноярского края обеспечивается нашей авиацией. Ведь на объектах Ванкорского, Юрубчено-Тохомского месторождений работают вахтовые бригады не только из Красноярска, но и из Уфы, Ижевска, Самары.

ВС / Но насколько мне известно, услуги региональной авиации нынче востребованы не только местным населением и вахтовиками, но и туристами...

— Действительно, красноярская авиация ежегодно обеспечивает высокоширотную арктическую экспедицию. В апреле этого года мы вновь повезем исследователей и иностранных туристов на Северный полюс. Это коммерческий проект компании North Pole Adventures.

Специалисты авиакомпании «АэроГЕО» — единственные люди в мире, способные построить на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана взлетно-посадочную полосу для приема больших самолетов. Летчики с Хатанги на вертолетах ищут в Арктике подходящую льдину, с самолетов Ил-76 сбрасывают на нее припасы и технику, раскатывают взлетно-посадочную полосу, а затем доставляют туристов на льдину. Русский Север всегда был интересен европейцам.

ВС / Сергей Васильевич, сколько на сегодняшний день местных авиакомпаний, аэропортов и посадочных площадок находятся под контролем КрасМТУ ВТ?

— На подконтрольной нам территории — в Красноярском крае, республиках Хакасия и Тыва — работают шесть местных авиакомпаний, из них межрегиональными перевозками занимается авиакомпания «Таймыр» (NordStar Airlines), внутренние перевозки осуществляют авиакомпании «КрасАвиа», «АТЭКАВИА», «АэроГЕО», «Турухан». Авиакомпания «Абакан-Авиа» и авиакомпания «СКОЛ» осуществляют доставку гуманитарных грузов и продовольствия в различные точки планеты, выполняя миссии ООН и Всемирной продовольственной программы. Вертолетная техника авиакомпании обеспечивает авиационную поддержку Международным силам содействия безопасности в Афганистане.

Всего мы курируем 23 аэродрома с искусственным покрытием, из них три международных (Красноярск, Абакан, Кызыл), девять аэродромов с грунтовым покрытием, около 150 вертолетных площадок и одна посадочная площадка для самолетов.

Безусловно, флагманом авиационной отрасли региона является красноярский аэропорт Емельяново, который сейчас переживает период серьезной модернизации. Я присутствовал на защите проекта нового пассажирского терминала, разработанного немецкой компанией Hochtief AirPort. Отличный проект! В недалеком будущем красноярский аэропорт будет отвечать уровню мировых стандартов.

Реконструкция Емельяново будет проходить в несколько этапов. В частности, планируется модернизация аэровокзала и систем жизнеобеспечения, удлинение параллельной магистральной рулежной дорожки для увеличения пропускной способности взлетно-посадочной полосы, реконструкция перрона, обустройство новых мест стоянок и др. Программа реконструкции рассчитана до 2030 года. Отмечу также, что на базе аэропорта Емельяново сейчас строится единый центр управления полетов — командно-диспетчерский пункт (КДП) высотой 60 метров. Это будет самый лучший и современный КДП в России, который будет обеспечивать аэронавигацию сразу двух аэропортов — Емельяново и Черемшанка.

Что касается других крупных городов, в Абакане также идет развитие аэропорта, включающее реконструкцию основных сооружений и взлетно-посадочной полосы. В Туве завершается процесс реорганизации ГУП «Аэропорт «Кызыл» в федеральное казенное предприятие, что существенным образом изменит финансово-хозяйственное положение аэропорта, поднимет на новый уровень безопасность полетов, гарантирует реализацию проекта реконструкции взлетно-посадочной полосы.

ВС / Эта транспортная реформа коснулась других малых аэропортов нашего региона?

— Да, сейчас идет реорганизация 11 региональных аэропортов, на базе которых создается федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья». В ФКП уже вошло пять аэропортов: Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, Кодинск и Мотыгино. Вторым этапом (в марте — июле) в собственность Российской Федерации будут переданы имущественные комплексы аэропортов Диксон, Хатанга, Енисейск, Байкит, Ванавара и Тура.

ВС / Красноярский край выиграет от федеральной инициативы реорганизации аэропортового комплекса?

— Конечно. В России есть множество аэропортов, которые никогда не станут коммерческими и экономически рентабельными. Инфраструктура региональных аэропортов слабо развита. В среднем около 30 лет там не проводился ремонт взлетно-посадочных полос, зданий и сооружений, не возводились новые объекты, да и техника вся из прошлого века.

Разница между доходами и расходами у региональных аэропортов всегда будет слишком велика. А для того чтобы соответствовать жестким сертификационным требованиям, им постоянно нужно дополнительное ассигнование. После реформирования федеральный бюджет будет покрывать разницу между доходами и расходами таких аэропортов. Реализация проекта создания ФКП позволит снизить стоимость аэропортового обслуживания и повысить качество инфраструктуры. Авиакомпании смогут получать федеральные субсидии на покупку самолетов, а аэропорты получат средства на развитие.

Более того, на VI Транспортной неделе было озвучено о начале очередного этапа реорганизации: на базе ФКП «Аэропорты Красноярья» намерены создать Восточный филиал, включающий 12 убыточных аэропортов Иркутской области, республики Бурятия и Забайкалья. По сути, создается масштабный единый комплекс аэропортов Красноярья для обслуживания населения всех сибирских регионов.

ВС / Уже можно говорить о каких-то результатах реформирования?

— Финансирование вошедших в ФКП региональных аэропортов Красноярского края уже началось. Осенью 2012 года был произведен ремонт взлетно-посадочных полос в Туруханске и Подкаменной Тунгуске, закуплена спецтехника. Сейчас закладывается сметная документация на выделение средств для строительства новых зданий аэровокзалов и необходимой инфраструктуры региональных аэропортов. К осени этого года мы ощутим серьезные изменения в плане модернизации малых аэропортов.

ВС / А каково состояние имеющегося в крае авиапарка?

— До недавнего времени у нас был стареющий авиапарк. Два года назад, с вхождением на рынок авиакомпании NordStar, в сегменте 40—50 кресельных пассажирских самолетов появились современные авиасуда ATR 42-500. В этом году «КрасАвиа» с помощью администрации Красноярского края приобрела три новейших чешских самолета L-410, работающих в сегменте 20 кресел. Около года продлится их освоение: сейчас ведется эффективная работа по раскатыванию внутрирегиональных линий. Уже начались регулярные полеты на этих небольших самолетах из Красноярска в Кызыл, Кодинск, Богучаны.

Так что с точки зрения технического состояния авиапарка наш край находится в лучшем положении, чем другие регионы Сибири и Дальнего Востока. Такое количество новой техники на внутрирегиональных линиях — большое подспорье в развитии северных авиаперевозок.

ВС / Если в техническом плане авиация постепенно выходит из состояния стагнации, то как обстоит дело с кадрами? Обновляется ли летный состав?

— 20 лет в отрасли был застой, в том числе и в плане подготовки летчиков. Летные училища сокращались, имеющиеся кадры старели, а немногочисленные выпускники оставшихся летных институтов не стремились возвращаться в региональную авиацию. Сегодня средний возраст сотрудника авиакомпании — 50 лет и старше. Через несколько лет молодежь просто некому будет учить.

Однако в последнее время начали возрождать летные училища, увеличивать учебную нагрузку. Если несколько лет назад из училища выпускали специалистов с налетом всего 5—10 часов и они шли работать в авиакомпании, то в этом году все летчики налетали по 160 часов. Конечно, в первую очередь выпускники уходят в крупные авиакомпании, где летают на боингах и аэробусах, где уровень зарплаты существенно выше, чем в регионе. Но тем не менее часть этой молодежи и к нам приходит.

В 2012 году было принято решение о наборе на бюджетные места летных училищ студентов из глубинки. Четыре человека из Красноярского края вне конкурса поступили в Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. В прошлом году впервые в нашем регионе мы набрали 25 летчиков, которые сейчас обучаются в Красноярском филиале Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, и через три года, будучи выпускниками, они придут в региональную авиацию.

3 сентября впервые на базе Ачинского кадетского корпуса открылся класс летчиков. Думаю, уже к этой осени они начнут летать на сверхлегких самолетах. Конечно, высшего образования такое обучение не дает, но ребята уже пройдут физическую подготовку, получат основные знания летного дела. Поэтому вторым этапом мы хотим заключить прямые контракты с авиационными вузами страны на дальнейшее обучение этих кадетов. Надеюсь, с нашей помощью летный состав региональной авиации через несколько лет все-таки обновится.

ВС / Сергей Васильевич, нашлось ли место во внутрирегиональных авиаперевозках для малой авиации?

— Конечно, в последние годы это направление также получило широкое развитие. Хотя сам термин «малая авиация» довольно размыт. По сути, между региональной и малой авиацией нет четкого разграничения.

ВС / Так что же такое «малая авиация» и есть ли у нее перспективы?

— К малой авиации можно отнести воздушные суда по двум параметрам: по классу авиационной техники — самолеты и вертолеты в пределах определенной взлетной массы и с небольшим количеством кресел — и по ограниченной дальности полетов. Мы примерно понимаем, что малая авиация — это летательный аппарат с 10 креслами и меньше, взлетной массой от пяти тонн и меньше.

В нашей стране нет серийного производства таких самолетов, поэтому малые летательные аппараты пока широко не используются. У нас это направление авиации развивается на уровне частных авиакомпаний, частных лиц и индивидуальных проектов.

На сегодняшний день в крае летает более 20 легких четырехместных вертолетов R-44 производства американской компании Robinson Helicopter. Открываются частные аэродромы для сверхлегких летательных аппаратов вроде самолетов Ан-2, Як-52, вертолетов Ми-2.

Конечно, социально значимые функции малая авиация в Красноярском крае не осуществляет, потому что у частников нет допуска к перевозке коммерческих пассажиров. Иная ситуация за рубежом: на Аляске и в Канаде большое количество пассажиров перевозится именно малой авиацией, она используется и в туристических целях, и на регулярных внутренних авиарейсах. Россия постепенно начинает перенимать западный опыт и понемногу привлекает этот класс авиатранспорта в санавиацию, лесоохрану, аэрофотосъемку и туризм, особенно в центральных регионах.

ВС / Вы сказали, что пока малая авиация больше частный сегмент. Тогда насколько он контролируем и безопасен?

— Первоначальная задача нашего управления — повышение уровня безопасности полетов. Сейчас действительно появляется все больше бизнесменов, частных лиц, имеющих возможность приобретать вертолет или небольшой самолет. Мы в свою очередь регистрируем все воздушные суда, несколько раз в год собираем владельцев частного авиатранспорта и объясняем им, что для совершения полетов необходимы знания и навыки.

Для их удобства и безопасности упрощена процедура использования воздушным транспортом (класс G), созданы учебные авиационные центры на базе аэродрома Кузнецово и авиакомпании «АэроГео», где опытные инструкторы обучают управлению легкими самолетами и вертолетами.

Мы призываем всех частных лиц к порядку и повторяем: нужно летать по закону. Кто понимает и соблюдает закон, тот живет, кто пытается навязать авиации свои законы, к сожалению, попадает в авиакатастрофы.

ВС / Какие меры, по-вашему, необходимо предпринять для снижения количества авиакатастроф, повышения статуса и дальнейшего развития малой авиации?

— Чтобы уменьшить количество авиакатастроф, нужно ввести соответствующее наказание. Система штрафов за несоблюдение правил полетов в воздушном пространстве должна быть адекватна самому правонарушению. А у нас существует лишь административный штраф в 2—3 тысячи рублей.

Должна существовать система пропаганды обучения летному делу. Если у бизнесмена есть деньги, чтобы сесть за штурвал частного самолета, то гораздо меньшая плата за обучение этому мастерству будет ему по плечу. Нужно прививать сознательность самим гражданам, желающим полетать. В Канаде или Америке летчику и в голову не придет лететь в состоянии алкогольного опьянения, с просроченным пилотским свидетельством или на неподготовленном самолете. А у нас, к сожалению, у людей превалирует понятие вседозволенности и безнаказанности.

Именно поэтому нам необходима жесткая система сертификации частных аэродромов и воздушных судов. В Красноярске в этом году открылся свой центр, где будет проводиться сертификация единичных экземпляров воздушных судов. А для того чтобы учесть все частные вертолеты и самолеты, необходимо отработать систему взаимодействия с полицией — участковыми инспекторами. Каждый участковый сто процентов знает, у кого самолет в огороде стоит, у кого в сарайчике, кто с полянки взлетает. Если это взаимодействие мы наладим, то существенно повысим уровень безопасности полетов.

Просмотров: 13670


Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться