Туризм и отдых В список »
22.04.2013 / 10:04
Наталья Демшина, по материалам газеты "Время Сибири"
Тунгусский «магнит»

Одна из самых волнующих загадок на Земле, место «паломничества» ученых и туристов со всего мира, Тунгусский заповедник открыт для всех желающих окунуться в удивительный мир дикой природы. Здесь, за тысячи километров от центра цивилизации, вы можете почувствовать себя настоящим первооткрывателем и прикоснуться к космической тайне.

Столетняя загадка

С момента, когда над древней тайгой появилась ослепительная вспышка, прошло уже больше ста лет. А ученые всего мира до сих пор ломают голову: что это было? Тайна тунгусского феномена пока до конца не разгадана.

Основной версией происшествия 1908 года считается падение небесного тела – метеорита. Его отчетливые следы сохранились до наших дней: радиально направленные полуистлевшие стволы, встречающиеся за десятки километров от эпицентра взрыва; «телеграфный лес»; оставшиеся стоять без коры и ветвей деревья, испытавшие на себе силу ударной волны. Посетители заповедника могут сфотографироваться на фоне молчаливых свидетелей уникального космического явления планетарного масштаба.

Научный полигон

Но сначала придется проделать долгий путь на самолете до эвенкийского поселка Ванавара. Затем пешком 65 километров по труднопроходимым тропам, через буреломы, топкие болота, стремительные речушки... И вы оказываетесь в загадочном месте, где можно вдоволь поразмышлять о тайнах мироздания.

«Каждый год сюда приезжают международные экспедиции. Они изучают последствия столкновения Земли с космическим телом и возможности предотвращения повтора глобальной космической катастрофы, – говорит директор заповедника «Тунгусский» Людмила Николаевна Логунова. – Территория заповедника – базовый международный и российский научный полигон».

Дикая природа

Тунгусский заповедник – одно из немногих мест на планете, где природа сохранила свое первозданное лицо. Здесь есть множество уголков, куда в буквальном смысле слова никогда не ступала нога человека.

Уникальный симбиоз растительного и животного мира сибирского Севера поражает красотой и невероятной жизнестойкостью. Русло Подкаменной Тунгуски изобилует археологическими памятниками и палеонтологическими находками. Гости заповедника могут полюбоваться живописным водопадом Чургим в районе эпицентра тунгусского взрыва и увидеть «памятник» освоения Севера – заброшенный поселок Хрустальный, его отвалы и штольни.

Люди идут по свету

Из благ цивилизации здесь только самое необходимое. В заповеднике туристам выдают палатки, спальные мешки, обеспечивают моторными лодками и вездеходами, предоставляют опытных гидов, охрану и спутниковую связь.

Можно выбрать один из четырех туристических маршрутов. Конечный пункт назначения пешего похода протяженностью 87 километров в одну сторону и продолжительностью 14 дней – место падения Тунгусского метеорита. Можно отправиться туда по воде: смешанный водно-пеший маршрут рассчитан на 10-12 дней. А путешествие по красивейшим местным рекам – Подкаменной Тунгуске, Чамбе и Хушме – займет девять дней.

«Самый сложный маршрут – пеший, даже опытный турист не всегда может его осилить, – объясняет Людмила Николаевна. – Но тем не менее есть люди, готовые пройти путем первоисследователей! Самые интересные, на мой взгляд, маршруты – водные. Они не столь сложные, но в процессе путешествия можно увидеть много интересного: боровую и водоплавающую птицу, животных в естественных условиях их обитания, белые ночи и незабываемые закаты».

За туманом и за запахом тайги...

Несколько дней в окружении нетронутой природы – приключение совершенно особенное! Практически полное отсутствие привычного комфорта и специфические таежные «бонусы» в виде назойливого гнуса, бурелома и холодных ночей только усиливают ощущение полноты «погружения» в таинственный мир Тунгусского заповедника.

Впрочем, беспокоиться о возможных опасностях дикой природы не стоит. Квалифицированные проводники и сопровождающие отвечают за безопасность туристов. Группы формируются небольшие – по 10-15 человек. Учитывается возраст участников группы, их физическая подготовленность и интересы. Перед выходом на маршрут обязательно проводится подробный инструктаж.

Время открытий

Путешествовать по заповеднику лучше всего в конце мая – начале июня или в августе. В это время в тайге меньше всего гнуса и очень красиво. «Начало лета – это пробуждение северной природы: сочная зелень, обилие цветов, белые ночи, – рассказывает директор заповедника. – Август – уже осень: золото лиственниц и багрянец осинников, обилие грибов и ягоды, черные ночи с необыкновенно крупными и яркими звездами и невероятная синева осеннего неба Эвенкии».

Заказывать путевки лучше заранее. Количество групп, которые может принять заповедник в течение лета, ограничено.

Центр притяжения

В 2011 году журнал Forbes включил один из туристических маршрутов заповедника под названием «Эпицентр тунгусского взрыва» в список восьми самых необыкновенных туристических маршрутов России. Среди заповедников и заказников мира этот таежный край занимает совершенно особое место.

Тайна космического пришельца и нетронутая цивилизацией природа Эвенкии каждый год словно магнит притягивают сюда туристов со всей планеты. Каждый находит здесь что-то свое, совершая множество удивительных открытий – об окружающем мире и о себе самом.

Просмотров: 5977