Аналитика В список »
17.12.2013 / 06:21
Клим Найменов, по материалам газеты "Время Сибири"
Крыша для туриста

Гостиничному бизнесу требуется комплексный подход

Успешное развитие этой сферы, как никакое другое, зависит от позиции властей. Механизм взаимодействия прост и понятен: чиновники берут на себя позиционирование региона, продвижение его достопримечательностей и привлечение туристов, бизнес обеспечивает приезжих качественным сервисом. Сибирским регионам в этом плане еще есть куда двигаться, уверен президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий ЛАМШИН.

Совместными усилиями

— Геннадий Андреевич, как бы вы оценили текущее развитие гостиничного бизнеса в Сибири?

— Развитие есть, тенденции хорошие, но, к сожалению, не во всех территориях. Среди наиболее продвинутых регионов я бы выделил Томскую, Иркутскую области, Бурятию, Алтайский край. Еще могу выделить Новосибирскую область, там развитие тоже идет, но несколько бессистемно, на мой взгляд. Сходные проблемы в Красноярске, где ситуация могла быть лучше.

— В силу чего складываются именно такие тенденции?

Ключевой момент здесь — отношение властей к развитию туризма и, соответственно, гостиничному бизнесу, как его материальной составляющей. Я бы даже сказал, отношение первых лиц регионов. Влияет и разобщенность игроков рынка. Не случайно на первое место ставлю Томск. Там местные предприниматели решили объединиться, и самый первый региональный филиал Российской гостиничной ассоциации появился именно у них. Власти области тоже поняли, что работать над проблемами гостиничного бизнеса лучше, объединившись со всеми заинтересованными сторонами. В итоге что мы имеем? Томская область не такая уж большая и лежит в стороне от железнодорожной транзитной магистрали, но в гостиничном бизнесе среди других регионов лидирует.

— А по каким критериям можно судить о степени его развития?

Одного критерия, конечно, нет. Тут и заполняемость номеров, и количество гостиниц, и строительство новых. Давайте, например, перенесемся в другую часть России — город Смоленск. Он расположен на границе с Европой, тем не менее там новых гостиниц практически не строится, а те, которые строятся, очень мелкие. Старые гостиницы в убогом состоянии. Туристы днем осмотрят город, а ночевать негде, и едут куда-то еще, вплоть до того, что в ту же соседнюю Белоруссию! Вот вам показатель. Отношение власти играет очень большую роль. Она определяет стратегию развития въездного туризма, от которой все отталкивается. Требуются маркетинговые исследования, ревизия объектов, которые могут быть интересны гостям, их позиционирование, наконец. Предприниматели могут настроить гостиниц. Но без встречного движения со стороны властей они просто будут пустовать. В конце октября в Москве проходил международный форум «Стратегии развития туризма в городах России», куда были приглашены представители властных структур и бизнеса из всех регионов. Думаете, там было много народу? Я насчитал всего порядка 40-50 человек.

Вот это номер

Как известно, в Красноярске в 2019 году пройдет студенческая Универсиада. Подготовка к мероприятиям такого рода — всегда масштабное строительство соответствующей инфраструктуры, в том числе и гостиниц. Но многих волнует вопрос: будет ли она востребована после того, как все закончится?

— Вопрос закономерный. Вспомним мировой опыт: Олимпиада в Барселоне, отцы города, чтобы не ударить в грязь лицом перед мировым сообществом, решили понастроить гостиниц. Понастроили, хотя их и так там было предостаточно. Привлекли инвесторов, практически удвоили гостиничный фонд в городе. Олимпиада прошла великолепно, но после нее заполняемость всех гостиниц упала до 25-30 процентов. Бизнес в шоке: что делать? Но ему совместно с властями удалось разработать событийный календарь по дальнейшему привлечению туристов. Поводов ведь может быть множество: музыкальные, спортивные фестивали, да День пива какой-нибудь, наконец. И сейчас в Барселоне с наполнением номеров все в порядке. А у нас примеры плачевные. Проводился саммит ШОС в Екатеринбурге, тоже понастроили гостиниц, участники уехали — заполняемость резко упала. А надо было сразу думать на перспективу! То же самое и с вашей Универсиадой, уже сейчас надо думать, какое развитие она даст городу и прилегающим районам. Снова все, как видите, упирается в стратегию. Нужно рассчитать пик посещаемости города — наверняка опыт проведения крупных мероприятий уже имеется, но нужно понимать, что строительство отелей вовсе не панацея. Зачем строить пятизвездочные отели, которые потом не будут востребованы? Есть другие возможности размещения гостей.

— Какие, например?

— При проведении Олимпиады-80 в Москве построили Олимпийскую деревню — жилые дома, которые сначала использовали для заселения спортсменов, журналистов, членов команд, персонала. Потом они были сданы под жилой фонд. То же самое не так давно было в Ханты-Мансийске, где проводился чемпионат мира по одному из видов спорта. Можно рассмотреть вариант с использованием ведомственных общежитий после соответствующего приведения их в порядок. В Санкт-Петербурге на праздновании юбилея города для размещения гостей задействовали речной флот. Я сам с командой отельеров ночевал в порту, и все остались довольны. Также можно использовать железнодорожный транспорт. Наконец, есть проекты быстро возводимых и быстро разбираемых зданий под гостиницы, которые можно будет в дальнейшем перевезти в другие города на другие мероприятия, то есть гибкий, взвешенный подход может избавить от ненужных трат и не навредит гостиничному бизнесу.

 Справка: Российская гостиничная ассоциация — некоммерческая организация, объединяющая гостиничные предприятия и другие коллективные средства размещения, а также производителей товаров и услуг для них. Основана в 1997 году.

Просмотров: 6200


Голосов:
3

Комментариев: 0

Поделиться