Аналитика В список »
22.10.2014 / 09:23
Семен Горилов, по материалам газеты "Время Сибири"
Александр Блискавка: «Мы можем быть самодостаточными»

В апреле этого года Ачинское ПАТП возглавил Александр Блискавка, до этого руководивший МУП «Ачинский транспорт». Событие это достаточно активно обсуждалось в городе. ПАТП — далеко не последнее в Ачинске по численности работников и социальной значимости предприятие. Новое руководство — это всегда новые подходы, новые цели и задачи. О том, к чему стремится сейчас Ачинское ПАТП, Александр БЛИСКАВКА рассказал в эксклюзивном интервью корреспондентам «ВС».

— Александр Григорьевич, ни для кого не секрет, что ваш приход на руководство в ПАТП в апреле этого года не был гладким. Были и определенные скандалы, слухи, связанные с прежним руководителем. Сейчас, когда первоначальный ажиотаж поутих, вы можете рассказать, в каком состоянии вы приняли дела на предприятии?

— После моего назначения был заключен договор на проведение бухгалтерского аудита, проведена инвентаризация основных фондов, складских запасов запчастей и материалов. Результат деятельности предприятия по итогам 2013 года и первого квартала 2014-го показал, что убытки предприятия на момент моего прихода составляли почти 15 миллионов рублей. После анализа финансово-хозяйственной деятельности пришлось пойти на ряд кадровых замен. Многие люди просто занимали не свое место или не желали продолжать работать на ранее занимаемой должности. Пришлось назначить нового главного бухгалтера, начальников колонны, эксплуатации, экономического отдела. Перестановки произошли в диспетчерской и юридической службах. Сейчас на 2014—2015 годы составлен план мероприятий, который, по моему мнению, сократит внутренние затраты на производство и поможет вывести предприятие из создавшейся ситуации. Несмотря на то, что с моего назначения прошло не так много времени, я уже твердо уверен, что ПАТП может быть самодостаточным, может твердо стоять на ногах и стабильно работать, развиваться, но для этого необходима слаженная работа всего коллектива, понимание необходимости проводить оптимизацию затрат и время.

— Что же для этого необходимо сделать в первую очередь?

— Самое главное — погасить накопившиеся долги. Затем отладить всю работу предприятия. Вывести график ремонтов на должный уровень. Проверить систему маршрутов, чтобы установить, какие из них экономичные, а какие — нет. Нужна правильно рассчитанная оптимизация численности не только части работников, но и затрат. Например, у нас есть должность медработника по предрейсовому осмотру водителей автобусов. Мы уже посчитали, если эту услугу нам будет оказывать сторонняя организация, для нас экономия в год составит несколько сот тысяч рублей. Или, допустим, у нас был свой транспорт по завозу ГСМ и угля (у нас собственная котельная). После подсчетов снова пришли к выводу, что целесообразнее привлекать транспорт со стороны. Это так же экономит сотни тысяч рублей. Мы можем сдавать в аренду теплые боксы в зимний период, то есть пополнять собственный бюджет. Нас инкассировали два банка. Задумались: а зачем два? От одного отказались — снова получили экономию. И таких моментов много. Каждая мелочь имеет финансовую нагрузку. В совокупности по году набегают значительные суммы. На предприятии введен режим жесткой экономии. До моего прихода при приобретении материалов и услуг, например, была стопроцентная предоплата. А это отвлечение средств. Сейчас порядок развернулся на 180 градусов. Теперь после проведения коммерческой проработки заключены договорные отношения с поставщиками услуг и материалов с отсрочкой платежа от 30 до 60 дней. И каждое приобретение проходит тщательную проверку, анализ необходимости. Последнее слово за мной: я как руководитель должен взять на себя все последствия. И это, считаю, правильно в данной ситуации.

— Если брать ситуацию в целом по краю, то абсолютно все муниципальные перевозчики заявляют об убыточности. Они говорят, что при нынешних ценах на запчасти и ГСМ при таких тарифах на проезд они просто не могут иметь прибыль. Но вы уверены в обратном…

— Я не могу говорить за всех. Знаю точно лишь то, что, когда я пришел на предприятие, в нем были, на мой взгляд, некоторые производственные перекосы, а денежные потоки, как показала аудиторская проверка, распределялись недолжным образом. Полгода моей работы оставили у меня четкое понимание того, что предприятие может зарабатывать и развиваться. Да, пока речь не идет о развитии — покупке, например, новых автобусов, потому что приходится гасить кредиторскую задолженность прошлых периодов. Мы должны налоговым органам, Пенсионному фонду и поставщикам материалов. Но как только мы урегулируем эти вопросы (для этого, сами понимаете, нужно время), мы пойдем вперед. Министерство транспорта уже приняло нашу программу развития предприятия до 2017 года. К этому периоду, по расчетам наших экономистов, мы сможем хоть и частично, но начать обновлять наш автобусный парк. Не сразу весь автопарк, конечно, но по одному-два автобуса в год. А это уже немало. Правда, чтобы такими темпами обновить весь автобусный парк, уйдут годы, поэтому инвестиционная помощь государства просто необходима уже сегодня.

— Насколько изношен сейчас ваш автопарк?

— Ежедневно на городские и междугородние линии выходит до 40 единиц, часть автобусов находится на ремонте, проходят ТО-1, ТО-2 и по части автобусам оформляются соответствующие документы на списание. Общий износ – 70 процентов. Цифра абсолютно точная, не приблизительная.

— Какие перевозки для вас являются основной статьей доходов — городские или междугородние?

— Наши автобусы ходят в Красноярск и Абакан, но основные средства мы, конечно, получаем от перевозок по Ачинску. Пассажиропоток в городе в целом стабильный, но сезонные изменения тоже вносят свои коррективы. Например, в летний период, когда студенты и школьники разъезжаются на каникулы, наблюдается небольшой спад. С другой стороны, его несколько компенсируют дачники, которые активно начинают ездить в пригороды.

— Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны частных перевозчиков?

— Разумеется, ощущаем. На сегодняшний день законодательство никак не разграничивает между нами зоны ответственности. Муниципальные автотранспортные предприятия находятся в заведомо проигрышном положении. Мы у всех контролирующих органов на виду. Работаем строго по букве закона. У частников же большие возможности для того, чтобы, мягко говоря, экономить средства. Ни для кого не секрет, что у них широко распространены и двойная бухгалтерия, и серые зарплаты… Потому они относительно легко забирают у нас часть прибыли. В результате государственный пассажирский транспорт оказывается загнанным в угол. С нас, в случае чего, спрос по всей строгости. С частника — вряд ли. Ведь не редки случаи, когда по вине предпринимателей происходили аварии. И потом выяснялось, что техника оформлена по доверенности, предрейсовый осмотр водителя перед выездом проводился формально, и т. д. и т. п. Есть кардинальное различие: мы несем важную для населения социальную функцию, а именно платим налоги и жестко контролируем безопасность работы подвижного состава на линии, а частный предприниматель — зарабатывает деньги, при этом используя наши утвержденные маршруты движения, забирая пассажиров и, соответственно, денежные средства перед нашими автобусами, идущими строго по маршрутному графику.

— Вопрос, который волнует всех занятых в сфере пассажирских перевозок, — стоимость ГСМ. Какие ваши прогнозы относительно цены на бензин? Делают самые панические предположения, вплоть до того, что литр дойдет до 50 рублей.

— Подорожание сезонное, конечно, будет, да и инфляцию пока никто не отменял. Естественно, это ударит и по кошелькам простых автолюбителей, и по состоянию госпредприятий. Но нам в этом плане немножко повезло. В Ачинске, как вы знаете, расположен нефтеперерабатывающий завод. У нас заключены прямые договорные отношения, потому ГСМ закупаем по ценам ниже, чем в других территориях Красноярского края. Были опасения, что на сложившееся положение дел повлияет недавняя авария. Но обошлось — весь период, пока шли восстановительные работы, мы продолжали закупать ГСМ непосредственно на заводе. 

Просмотров: 6028


Голосов:
1

Комментариев: 0

Поделиться