Аналитика В список »
20.10.2015 / 09:53
Семен Горелов, по материалам газеты "Время Сибири"
«Енисей» развернули

В Туве изменили направление федеральной трассы М-54. Соответствующее решение в сентябре подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Для Тувы это управленческое решение стало настоящим праздником. С изменением направления М-54 «Енисей» повышается статус двух региональных автодорог, что означает значительное увеличения их финансирования.

Изменение направления М-54 в Туве несколько лет продвигал лично глава республики Шолбан Кара-оол. Именно он предложил в Москве  повернуть трассу «Енисей» от Кызыла на запад и сделать ее конечной точкой село Хандагайты, расположенное в 200 км западнее от прежнего выхода М-54 к границе с Монголией - села Эрзин. Новый вариант М-54 будет пролегать по отрезку региональной дороги А-162 «Кызыл – Ак-Довурак» до города Чадана и от него сворачивать на дорогу А-163 «Чадан – Хандагайты», ведущую к госгранице. При этом общая протяженность автодороги практически не изменится: на участке от Кызыла до села Хандагайты она удлинится всего на 36,1 км и составит в общей сложности 311 км. Для тех, кто слабо представляет себе реалии далекой республики, сложно сразу осознать всю важность нововведения. Но с их помощью Тува убивает сразу несколько зайцев.  

В масштабах дорожного хозяйства страны поворот «Енисея» останется почти незамеченным, зато для республики он принципиально важен и способен существенно повлиять на развитие ее экономики. В отличие от прежнего маршрута, который проходил по территориям трех муниципальных образований республики в южном направлении, новый свяжет 9 районов, где проживает около 70 % всего населения региона. На территориях этих районов в настоящее время реализуются самые значимые инвестиционные проекты, включая освоение крупнейших месторождений коксующихся углей. Поэтому новый маршрут должен стать осью экономического развития Тувы.

Кроме того, перенаправление М-54 на Хандагайты отвечает сложившимся реалиям торгово-экономических связей с Монголией. Именно на пункт таможенного пропуска «Хандагайты – Боршо» приходится основная часть внешнеторгового оборота Тувы – поток грузов через него в 13 раз превосходит объемы перевозок через КПП «Цаган-Тологой», на который М-54 выходит сейчас. Власти республики уверены, что перевод федеральной трассы на Хандагайты вкупе с решением о придании местному КПП статуса многостороннего перехода выведет на новый уровень существующие партнерские отношения Тувы и регионов Сибири с Монголией. А в перспективе открытие нового направления М-54 может рассматриваться как основа для создания трансконтинентального транспортного коридора в страны Азии.

В Министерстве дорожно-транспортного комплекса Тувы также отмечают, что передача региональных дорог в федеральную собственность позволит значительно повысить их качество и безопасность. Проблема безопасности особенно актуальна, поскольку средств республиканского бюджета не хватало для того, чтобы содержать дороги на необходимом уровне. Неудовлетворительное состояние региональных дорог стало причиной повышенной аварийности, поскольку именно на А-162 приходится основная доля внутренних перевозок Тувы. Теперь же на ремонт бывшие дороги местного значения получат миллиарды рублей. А высвободившиеся в Дорожном фонде РТ средства пойдут на обслуживание других транспортных артерий в удаленных и труднодоступных уголках региона.

«Для нас, для отдаленного района - это дорога жизни. Мы часто отправляем своих экстренных больных со сложными диагнозами, нуждающихся в высококвалифицированной медицинской помощи, в Кызыл. Из-за плохой дороги санитарный транспорт быстрее изнашивается, в пути часто ломается, что в наших климатических условиях, особенно в зимние 40- градусные морозы, чревато различными опасностями для состояния здоровья перевозимых пациентов. Если дорога буде приведена в порядок, то и снизится время, затраченное в пути. Иногда для спасения жизни человека дорога каждая минута», - считает Валерий Куулар, главный врач Овюрской центральной кожуунной больницы.

Вячеслав Фетисов, член Совета Федерации РФ:

 - Если говорить глобально, там колоссальный потенциал в виде природных ресурсов. Для того, чтобы возить тот же дешевый уголь, требуются транспортные возможности. Но самое главное — то, что там заложен колоссальный потенциал. И конечно, для людей это будет совсем другая перспектива. Когда поддерживаются в хорошем состоянии дороги, строятся железные дороги, а ее в Туве пока нет, то приходят совсем другие возможности. Думаю, что надо как можно быстрее реализовать все эти проекты, все-таки люди ждут, экономика ждет проекты, которые требуют решения. Я был в Туве и видел весь потенциал республики, и, конечно, иметь регион страны, где нет доступности и недорогого транспорта, наверное, не совсем правильно. Обычно в кризисные моменты вкладываются в экономику, инфраструктуру, в потенциал, поэтому, самое время. К тому же сейчас открываются перспективы на Восток, перемены колоссальные происходят во всех отношениях, так что, я думаю, перспектива с транспортной логистикой будет совершенно другая.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта НИУ ВЭШ:

 - На тему принятия в федеральное ведение тех или иных участков дорог постоянно идут обращения субъектов федерации. Однако решение, принятое по Туве, означает, что это направление считается политически важным, и именно поэтому региону пошли навстречу. В этом решении нет никакой экзотики, все разумно. Когда дорога находится в ведении федеральном, там чуть больше денег, чуть больше административного внимания, ну и, соответственно, дорога приводится в более приличное состояние. Возможности большинства региональных бюджетов по содержанию автодорожной сети более чем скромные.

Виталий Бартына-сады, председатель Комитета Верховного Хурала РТ по безопасности, правопорядку и приграничным вопросам:

- Жители республики очень долго ждали этого решения. Основное транспортное средство наших жителей - это автомашина. Трасса активно используется, и это правильно - перенаправить трассу М-54 на автодорогу А-162. На сегодняшний день, М-54 содержится за счет федерального бюджета, и это содержание очень хорошее. Направление до Эрзинского района сделано в лучших традициях тувинских и российских автодорожников. Решение, которое принято и подписано Дмитрием Медведевым, позволит привести в нормальное состояние дорогу в западном направлении, где давно не было серьезного капремонта.

Просмотров: 3491


Голосов:
1

Комментариев: 0

Поделиться